ДА́ЛЬХАУЗ КАРЛ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДА́ЛЬХАУЗ (Dahlhaus) Карл (10.6.1928, Ганновер – 13.3.1989, Берлин), нем. музыковед и философ музыки. В 1947–1952 учился у В. Гурлитта во Фрайбурге и Р. Гербера в Гёттингене. Международную известность Д. принесли профессорская дис. по проблемам генезиса гармонич. тональности (1966) и ряд исследований по истории муз. ритма. В 1967–89 проф. ф-та музыковедения Технич. ун-та (Зап. Берлин). Сотрудничал с Х. Г. Эггебрехтом при подготовке 3-го издания муз. словаря Римана, автор ряда статей терминологич. части (1967), редактор дополнит. томов персоналии (1972–75). Гл. редактор нового ПСС Р. Вагнера (1970–; изд. продолжается). Президент нем. Музыковедч. об-ва (1977–79), редактор фундам. серии «Новое руководство по музыкознанию» («Neues Handbuch der Musikwissenschaft», Bd 1–13, 1980–95) и «Энциклопедии музыкального театра» («Pipers Enzyklopädie des Musiktheaters», Bd 1–6, 1986–97). Учёный энциклопедич. образованности, Д. в книгах и многочисл. статьях рассмотрел проблемы европ. муз. теории, истории и эстетики от истоков до современности [«Анализ и ценностное суждение» («Analyse und Werturteil», 1970), «Основания истории музыки» («Grundlagen der Musikgeschichte», 1977), «Идея абсолютной музыки» («Die Idee der absoluten Musik», 1978), «Шёнберг и другие» («Schönberg und andere», 1978), «Музыкальный реализм» («Musikalischer Realismus. Zur Musikgeschichte des 19. Jahrhunderts», 1982) и др.]. Разрабатывая методологию музыкознания, Д. опирался на опыт филос. феноменологии и герменевтики (идеи интенциональности муз. языка, его зависимости от языка словесных интерпретаций, заданных историч. стереотипами понимания музыки). Последовательно проводя историч. взгляд на музыку, Д. показал относительность и историч. обусловленность мн. понятий её теории, считавшихся абсолютными; вместе с тем концепция европ. муз. истории строится Д. на отрицании её единства как непрерывного процесса. Предмет истории музыки, по Д., дробится в сознании историка на отдельные, не связанные друг с другом «понятия музыки» – категории, доминирующие в данную эпоху: жанр (внеличная социальная функция музицирования до 17 в.), аффект (предмет изображения в музыке 17–18 вв.), стиль (выражение глубин личности в музыке 18–19 вв.), произв. (самоценная, законченная в себе структура в музыке 19–20 вв.).