Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДА́ЛЬХАУЗ КАРЛ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 8. Москва, 2007, стр. 268

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Д. О. Чехович

ДА́ЛЬХАУЗ (Dahlhaus) Карл (10.6.1928, Ган­но­вер – 13.3.1989, Бер­лин), нем. му­зы­ко­вед и фи­ло­соф му­зы­ки. В 1947–1952 учил­ся у В. Гур­лит­та во Фрай­бур­ге и Р. Гер­бе­ра в Гёт­тин­ге­не. Ме­ж­ду­народную из­вест­ность Д. при­нес­ли про­фес­сор­ская дис. по про­бле­мам ге­не­зи­са гар­мо­нич. то­наль­но­сти (1966) и ряд ис­сле­до­ва­ний по ис­то­рии муз. рит­ма. В 1967–89 проф. ф-та му­зы­ко­ве­де­ния Тех­нич. ун-та (Зап. Бер­лин). Со­труд­ни­чал с Х. Г. Эг­геб­рех­том при под­го­тов­ке 3-го из­да­ния муз. сло­ва­ря Ри­ма­на, ав­тор ря­да ста­тей тер­ми­но­ло­гич. час­ти (1967), ре­дак­тор до­пол­нит. то­мов пер­со­на­лии (1972–75). Гл. ре­дак­тор но­во­го ПСС Р. Ваг­не­ра (1970–; изд. про­дол­жа­ет­ся). Пре­зи­дент нем. Му­зы­ко­ведч. об-ва (1977–79), ре­дак­тор фун­дам. се­рии «Но­вое ру­ко­во­дство по му­зы­ко­зна­нию» («Neues Handbuch der Musik­wis­sen­schaft», Bd 1–13, 1980–95) и «Эн­цик­ло­пе­дии му­зы­каль­но­го те­ат­ра» («Pi­pers Enzyk­lo­pädie des Musik­theaters», Bd 1–6, 1986–97). Учё­ный эн­цик­ло­пе­дич. об­ра­зо­ван­но­сти, Д. в кни­гах и мно­го­числ. стать­ях рас­смот­рел про­бле­мы ев­роп. муз. тео­рии, ис­то­рии и эс­те­ти­ки от ис­то­ков до со­вре­мен­но­сти [«Ана­лиз и цен­но­ст­ное су­ж­де­ние» («Analyse und Wertur­teil», 1970), «Ос­но­вания ис­то­рии му­зы­ки» («Grun­dla­gen der Musikgeschichte», 1977), «Идея аб­со­лют­ной му­зы­ки» («Die Idee der absoluten Musik», 1978), «Шён­берг и дру­гие» («Schön­berg und an­de­re», 1978), «Му­зы­каль­ный реа­лизм» («Mu­si­ka­lischer Rea­lismus. Zur Musik­ges­chich­te des 19. Jahrhunderts», 1982) и др.]. Раз­раба­ты­вая ме­то­до­ло­гию му­зы­коз­на­ния, Д. опи­рал­ся на опыт фи­лос. фе­но­ме­но­ло­гии и гер­ме­нев­ти­ки (идеи ин­тен­цио­наль­но­сти муз. язы­ка, его за­ви­си­мо­сти от язы­ка сло­вес­ных ин­тер­пре­та­ций, за­дан­ных ис­то­рич. сте­рео­ти­па­ми по­ни­ма­ния му­зы­ки). По­сле­до­ва­тель­но про­во­дя ис­то­рич. взгляд на му­зы­ку, Д. по­ка­зал от­но­си­тель­ность и ис­то­рич. обу­слов­лен­ность мн. по­ня­тий её тео­рии, счи­тав­ших­ся аб­со­лют­ны­ми; вме­сте с тем кон­цеп­ция ев­роп. муз. ис­то­рии стро­ит­ся Д. на от­ри­цании её един­ст­ва как не­пре­рыв­но­го про­цес­са. Пред­мет ис­то­рии му­зы­ки, по Д., дро­бит­ся в соз­на­нии ис­то­ри­ка на от­дель­ные, не свя­зан­ные друг с дру­гом «по­ня­тия му­зы­ки» – ка­те­го­рии, до­ми­ни­рую­щие в дан­ную эпо­ху: жанр (вне­лич­ная со­ци­аль­ная функ­ция му­зи­ци­ро­ва­ния до 17 в.), аф­фект (пред­мет изо­бра­же­ния в му­зы­ке 17–18 вв.), стиль (вы­ра­же­ние глу­бин лич­но­сти в музыке 18–19 вв.), про­из­в. (са­мо­цен­ная, за­кон­чен­ная в се­бе струк­ту­ра в музыке 19–20 вв.).

Соч.: Musikästhetik. Köln, 1967; Untersu­chun­gen über die Entstehung der harmonischen To­nalität. Kassel, 1968; Melodielehre. Köln, 1972 (mit L. U. Abraham); Studien zur Theorie und Geschichte der mu­si­ka­lischen Rhythmik und Metrik. Münch., 1974 (mit E. Apfel); Vom Mu­sikdrama zur Lite­ra­turoper: Aufsätze zur neue­ren Opernge­schichte. Münch., 1983; Wag­ner. L., 1984 (with J. Deathridge); Klassische und ro­man­tische Mu­sikästhetik. Laaber, 1988; Ge­sam­melte Schriften. Laaber, 2001–2007. Bd 1–10.

Лит.: Че­ред­ни­чен­ко Т. В. Тен­ден­ции со­вре­мен­ной за­пад­ной му­зы­каль­ной эс­те­ти­ки. М., 1989.

Вернуться к началу