ОТКРЫ́ТАЯ ФО́РМА
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ОТКРЫ́ТАЯ ФО́РМА, художественная форма неклассич. типа, отличит. свойством которой является динамизм в противовес композиционной статике классич. форм. Термин «О. ф.» принадлежит Г. Вёльфлину, делившему стили архитектуры и изобразит. искусств на классические (им свойственна тенденция к замкнутой, или закрытой, форме с её чёткими геометрич. основами композиции) и аклассические (где эта тенденция отсутствует). Так, для замкнутой формы в стиле Ренессанс, по Вёльфлину, характерны центральноосевые композиции; отсутствие этого признака определяет открытость формы в стиле барокко.
Идеи О. ф. (часто без употребления этого термина) высказывались теоретиками др. искусств, прежде всего по отношению к новоевропейской музыке, которой органически присущи движение и процессуальность (Э. Курт, Б. В. Асафьев). В муз. формообразовании Асафьев выделял тенденцию к кристаллизации (в повторяющихся интонациях, в симметрии каденций), противопоставляя ей одновременно ощутимую тенденцию к неустойчивому равновесию, когда «ни один момент интонирования… не оценивается как самодовлеющий, а всегда как стадия перехода…». В музыке кон. 19 – нач. 21 вв. (у Г. Малера, А. Шёнберга, Б. Бартока, Д. Д. Шостаковича, В. И. Мартынова и др.) такое неустойчивое равновесие нередко распространяется на всю композицию, оправдывая тем самым применение термина «О. ф.». Этим термином в музыке называют также результат вмешательства исполнителя в процесс звуковой реализации произведения (гл. обр. в алеаторике). Попытки перенести аналитич. методологию и терминологию Вёльфлина в область литературоведения (О. Вальцель и др.) не прижились.