Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ОТКРЫ́ТАЯ ФО́РМА

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 24. Москва, 2014, стр. 655

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ОТКРЫ́ТАЯ ФО́РМА, ху­до­же­ст­вен­ная фор­ма не­клас­сич. ти­па, от­ли­чит. свой­ст­вом ко­то­рой яв­ля­ет­ся ди­на­мизм в про­ти­во­вес ком­по­зи­ци­он­ной ста­ти­ке клас­сич. форм. Тер­мин «О. ф.» при­над­ле­жит Г. Вёльф­ли­ну, де­лив­ше­му сти­ли ар­хи­тек­ту­ры и изо­бра­зит. ис­кусств на клас­си­че­ские (им свой­ст­вен­на тен­ден­ция к замк­ну­той, или за­кры­той, фор­ме с её чёт­ки­ми гео­мет­рич. ос­но­ва­ми ком­по­зи­ции) и аклас­си­че­ские (где эта тен­ден­ция от­сут­ст­ву­ет). Так, для замк­ну­той фор­мы в сти­ле Ре­нес­санс, по Вёльф­ли­ну, ха­рак­тер­ны цен­траль­но­осе­вые ком­по­зи­ции; от­сут­ст­вие это­го при­зна­ка оп­ре­де­ля­ет от­кры­тость фор­мы в сти­ле ба­рок­ко.

Идеи О. ф. (час­то без упот­реб­ле­ния это­го тер­ми­на) вы­ска­зы­ва­лись тео­ре­ти­ка­ми др. ис­кусств, пре­ж­де все­го по от­но­ше­нию к но­во­ев­ро­пей­ской му­зы­ке, ко­то­рой ор­га­ни­че­ски при­су­щи дви­же­ние и про­цес­су­аль­ность (Э. Курт, Б. В. Асафь­ев). В муз. фор­мо­об­ра­зо­ва­нии Асафь­ев вы­де­лял тен­ден­цию к кри­стал­ли­за­ции (в по­вто­ряю­щих­ся ин­то­на­ци­ях, в сим­мет­рии ка­ден­ций), про­ти­во­пос­тав­ляя ей од­но­вре­мен­но ощу­ти­мую тен­ден­цию к не­ус­той­чи­во­му рав­но­ве­сию, ко­гда «ни один мо­мент ин­то­ни­ро­ва­ния… не оце­ни­ва­ет­ся как са­мо­дов­лею­щий, а все­гда как ста­дия пе­ре­хо­да…». В му­зы­ке кон. 19 – нач. 21 вв. (у Г. Ма­ле­ра, А. Шён­бер­га, Б. Бар­то­ка, Д. Д. Шос­та­ко­ви­ча, В. И. Мар­ты­но­ва и др.) та­кое не­ус­той­чи­вое рав­но­ве­сие не­ред­ко рас­про­стра­ня­ет­ся на всю ком­по­зи­цию, оп­рав­ды­вая тем са­мым при­ме­не­ние тер­ми­на «О. ф.». Этим тер­ми­ном в му­зы­ке на­зы­ва­ют так­же ре­зуль­тат вме­ша­тель­ст­ва ис­пол­ни­те­ля в про­цесс зву­ко­вой реа­ли­за­ции про­из­ве­де­ния (гл. обр. в алеа­то­ри­ке). По­пыт­ки пе­ре­не­сти ана­ли­тич. ме­то­до­ло­гию и тер­ми­но­ло­гию Вёльф­ли­на в об­ласть ли­те­ра­ту­ро­ве­де­ния (О. Валь­цель и др.) не при­жи­лись.

Лит.: Асафь­ев БВ. Му­зы­каль­ная фор­ма как про­цесс. М., 1971; Кон ЮГ. Об от­кры­то­сти фор­мы (док­лад) // Му­зы­ка: ана­лиз и эс­те­ти­ка. Пет­ро­за­водск; СПб., 1997; Вёльф­лин Г. Ос­нов­ные по­ня­тия ис­то­рии ис­кусств: про­бле­ма эво­лю­ции сти­ля в но­вом ис­кус­ст­ве. М., 2009; Бар­со­ва ИА. Сим­фо­нии Г. Ма­ле­ра. 2-е изд. СПб., 2010.

Вернуться к началу