ОП-АРТ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ОП-АРТ (англ. Op art, сокращение от Optical art – оптическое искусство), направление в изобразительном искусстве стран Европы, Лат. Америки и в США в 1960–70-х гг. Сформировалось на основе геометрич. абстракции (см. в ст. Абстракционизм) к 1960 и получило широкое признание после междунар. выставки «Отзывчивый глаз» («The Responsive Eye»), состоявшейся в 1965 в нью-йоркском Музее совр. иск-ва. Эстетика Оп-а. основывалась на оптич. иллюзиях, возникающих в процессе зрительного восприятия плоских и пространственных фигур. Эффекты перемещения, парения, мерцания форм, их вибрации достигались за счёт таких психофизиологич. явлений, как «последовательный образ», искажения форм при интерференциях, «муаровый эффект», двойственные изображения, реверсивные фигуры, цветовые и тональные контрасты. Чаще всего художники опирались на исследования школы гештальтпсихологии, изучавшей роль целостных структур (гештальтов) в сенсорных и мыслительных процессах. Активность восприятия, организующего зрительное поле в ясную структуру, раскрывалась, в частности, в экспериментах с разл. иллюзиями и деформациями. Создавая «сплошные» композиции из мелких элементов, волнообразных линий, спиралей, решёток, художники Оп-а. достигали впечатления движения – колебаний и завихрений, скачков, медленных искривлений, разрастания и угасания форм. Самые видные представители направления – В. Вазарели и Б. Райли – добивались подобных эффектов в монохромных картинах. Иллюзорный зрительный образ представал как нематериальный, сугубо «энергетический», существующий лишь в перцептивном аппарате зрителя.
Другая линия Оп-а. представлена экспериментами со светом – вспышками, перемещениями источника, а также конструкциями, где динамич. эффекты достигаются пересечениями сквозных форм в пространстве или передвижением зрителя (Х. Р. Сото, К. Крус-Диес, Х. Ле Парк, Я. Агам). В таких работах Оп-а. смыкается с кинетическим искусством. Основывая иск-во на типовых реакциях, создатели Оп-а. считали его общедоступным, демократичным и стремились к его распространению в массах (мультипли и монументальные работы). В 1960-х гг. найденные художниками приёмы и паттерны широко использовались в модной одежде, дизайне бытовых предметов, в оформлении дискотек и коммерч. выставок.