Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АГА́М ЯАКОВ

Авторы: М. Н. Соколов

АГА́М Яа­ков (наст. имя и фам. Яков Гип­штейн) (р. 11.5.1928, Ри­шон-ле-Ци­он, Па­ле­сти­на), из­ра­иль­ский скульп­тор и ди­зай­нер. Учил­ся в ака­де­мии Бе­ца­лель в Ие­ру­са­ли­ме (1947–48) у М. Ар­до­на, за­тем в Па­ри­же. Ис­пы­тал влия­ние тео­ре­тических идей В. В. Кан­дин­ско­го и Бау­хау­за, мис­тич. сим­во­ли­ки Биб­лии и Каб­ба­лы. Примк­нул к ки­не­ти­че­ско­му ис­кус­ст­ву, соз­да­вая ком­по­зи­ции, об­ра­зую­щие по­до­бие жа­лю­зи, ко­то­рые не­пре­стан­но ме­ня­ют свои узо­ры. В ран­них ра­бо­тах, близ­ких оп-ар­ту (се­рия «Ме­та­мор­фо­зы», 1960-е гг.), эта ди­на­ми­ка обес­пе­чи­ва­лась ви­зу­аль­ны­ми ил­лю­зия­ми и эф­фек­та­ми релье­фа, не­ред­ко в со­че­та­нии со зву­ко­вы­ми про­грам­ма­ми и сис­те­ма­ми, рас­счи­тан­ны­ми на ме­ха­нич. или ком­пь­ю­тер­ное со­труд­ни­че­ст­во со зри­те­лем. Позд­нее всё ча­ще об­ра­ща­ет­ся к мо­ну­мен­таль­ному иск-ву, став наи­бо­лее ав­то­ри­тет­ным мас­те­ром из­ра­иль­ско­го аван­гар­да. Спро­ек­ти­ро­вал муз. фон­тан в па­риж­ском р-не Де­фанс (1975–76) и на­стен­ную ком­по­зи­цию «Мир и жизнь» в страс­бур­ском зда­нии Ев­ро­пар­ла­мен­та (1977), офор­мил ба­шен­ный дом в Ме­хи­ко (2000), жи­лой ком­плекс в Тель-Ави­ве (2000) и Му­зей хо­ло­ко­ста в Но­вом Ор­леа­не (2002).

Лит.: Metken G. Y. Agam. L., 1977; Pop­per F. Agam. N. Y., 1983.

Вернуться к началу