ВАЗАРЕЛИ́ ВИКТОР
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВАЗАРЕЛИ́ (Vasarely; собственно – Вашархей, Vásárhelyi) Виктор (9.4.1908, Печ – 14 или 15.3.1997, Париж), венг. и франц. живописец, скульптор и график. Учился в Будапеште – в академии Пололини-Волькман (1927) и в школе «Мюхей» («Мастерская», 1928–29) у Ш. Бортника. Переехав в Париж (1930), первоначально работал в области рекламы и печатной графики. В серии «Зебры» (1938–43) чёрно-белые оптические контрасты порождают игру перестраивающихся конфигураций. Серия портретов (А. Арто, автопортрет и др., 1946) свидетельствует об исканиях в духе посткубизма. Опыты схематизации объекта, его разложения на дискретные знаки продолжались до 1947, когда В., придя к заключению о наличии в природе «внутренней геометрии», обратился к абстракционизму. В его живописи 1950-х гг. чёрно-белые фигуры (круги, квадраты, ромбы, пятиугольники), встроенные в решётчатую структуру, рождают иллюзии вспышек, скачкообразных перемещений, мерцаний, упругих толчков («Кандагар», 1951, Музей С. Гуггенхейма, Нью-Йорк; «Миндоро II», 1954–56, Нац. музей совр. иск-ва, Париж; «Сверхновые», 1959–61, галерея Тейт, Лондон; «Ондо», 1960, Музей совр. иск-ва, Нью-Йорк). Мастерство, с которым В. вызывает ослепительные оптические вибрации, определило его ведущую роль в направлении оп-арта. В 1955 опубликовал «Жёлтый манифест», где обосновывал принципы кинетического искусства.
С 1960 пластический язык В. обогатился цветом. Контрастные цвета также создают иллюзию колебания поверхности («Туркез III», 1965, Стеделейкмюсеум, Амстердам; «Зет», 1966, Музей совр. иск-ва, Монреаль, и др.). Комбинаторика В. опирается на базисные, типовые свойства восприятия, не зависящие от индивидуальных особенностей зрителя. Стремясь к массовости, общедоступности иск-ва, В. создавал мультипли – произведения, тиражируемые пром. способом. В кн. «Город пластики» (1970) выступил как сторонник социально ориентированного иск-ва, интегрированного в урбанистич. среде. Создал ряд работ монументального плана (кинетич. скульптура, керамика) в Каракасе, Эссене, Монпелье, Париже, Иерусалиме, Монреале, Брюсселе.