ПИКАБИА́ МАРТИНЕС ДЕ ПИКАБИА ФРАНСИС
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПИКАБИА́, Мартинес де Пикабиа (Martinez de Picabia) Франсис (Франсис Мари; Льямадо Франсис) (22.1.1879, Париж – 30.11.1953, там же), франц. художник, поэт, худож. критик. Учился в Париже в Школе декоративных искусств (1895–1897), академии Ф. Кормона. В 1897 познакомился с творчеством А. Сислея и К. Писсарро; в ранних пейзажах П. заметно влияние импрессионизма, также К. Коро («Берега реки Луэн», 1905, Музей иск-ва, Филадельфия). В 1902 совершил путешествие в Испанию. После 1908 увлёкся принципами кубизма и яркой красочностью живописи фовизма («Регата», 1911, частное собрание, Париж). Ок. 1911 П. встретился с М. Дюшаном, Р. Дюшан-Вийоном и Г. Аполлинером, что оказало значит. воздействие на его дальнейшую творч. эволюцию. На парижской выставке «Золотое сечение», организованной в 1912 группой «Пюто», показал картину «Танец у источника» (1912, Музей иск-ва, Филадельфия). Единственный европ. участник выставки «Armory Show» в Нью-Йорке (1913), П. получил междунар. известность; многие его работы этого периода сближаются с орфизмом [«Красное дерево» (1912), «Удни» («Американская девушка», 1913, обе – Нац. музей совр. иск-ва, Париж), «Я вновь вспоминаю мою дорогую Удни» (ок. 1914, Музей совр. иск-ва, Нью-Йорк) и др.]. Во время посещений Нью-Йорка в 1915–16 и 1917 П. сблизился с художниками амер. авангарда и вместе с Дюшаном и Мэн Реем организовал нью-йоркское объединение дадаистов. Отказавшись от геометрич. абстракции, создал цикл композиций, в которых раскрашенные копии технич. чертежей обретают неожиданное сходство с человеческими фигурами [«Любовный парад» (частное собрание, Чикаго; см. иллюстрации к ст. Дадаизм), «Вот дочь, рождённая без матери» (Нац. музей совр. иск-ва, Париж; обе 1917)]. Эти «механоморфы», преисполненные юмора и дразнящего сарказма, демонстрируют парадоксальность зрительского восприятия, способного обнаружить миметический образ в отвлечённом чертеже. В Нью-Йорке П. участвовал в издании авангардистского ж. «291», который издавал затем в Европе (под назв. «391») до 1924.
В 1916 П. переехал в Барселону, в 1918–19 жил в Швейцарии, где вступил в переписку с Т. Тцара и присоединился к цюрихской группировке дадаистов; в 1919 вернулся в Париж. Принимал активное участие в манифестациях дадаистов, продолжал работу над «механоморфами» («Дитя-карбюратор», 1919, Музей С. Гуггенхейма, Нью-Йорк, и др.). В нач. 1920-х гг. работал приёмами коллажа, претворяя в изобразит. детали самые разные материалы (напр., «Соломенная шляпа», 1921–22, Нац. музей совр. иск-ва, Париж; «Оперение», 1924–25, Гос. галерея Штутгарта). В 1924 совм. с Р. Клером и Э. Сати участвовал в создании ф. «Entr’acte», ставшего «кинематографич. антрактом» в постановке балета «Relâche» («Перерыв»; труппа «Шведский балет», Париж) – знакового произведения театрального дадаизма. В это время сближается с А. Бретоном и с будущими мастерами сюрреализма.
В 1927 в творчестве П. начинается период т. н. прозрачных картин («транспарансов»), в которых художник использовал реминисценции иск-ва итал. Раннего Возрождения, искал внеперспективные способы передачи пространства. Разномасштабные рисунки лиц и фигур сливаются в плоскостные линейные сплетения, но в результате пересечений разных планов и ракурсов возникают зигзагообразные пространственные скачки, некое подобие стереоскопии («Сфинкс», 1929, Нац. музей совр. иск-ва, Париж; «Медея», 1929, частное собрание, Париж). С 1934 наплывы прозрачных образов сменяются брутальными формами псевдоклассицизма. Утрируя манеру наивного искусства и стилистику китча, П. достигает пародийного снижения «высоких» жанров аллегории, портрета, мифологич. или библейской сцены («Весна», 1935, Нац. музей совр. иск-ва, Париж; «Испанская революция», 1936; Автопортрет, 1940, оба – частные собрания, Милан). В 1939–45 жил в Швейцарии. Вернувшись в Париж, сблизился с кругами экзистенциалистов. В позднем творчестве П. абстракции чередуются с фигуративным гротеском («Она танцует», 1948, частное собрание, Милан; «Разговор», 1949, частное собрание, Париж). Оставил обширное лит. наследие (поэтич. сочинения, худож. критика, статьи по теории иск-ва). Творчество П. (как одного из предшественников поп-арта) было заново открыто в период постмодернизма, когда проявился особый интерес к иронии, языковой игре, скрещению разл. стилей и модусов худож. творчества.