КИТЧ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КИТЧ, кич (нем. Kitsch; этимология неясна; возможно, либо от диалектного нем. kitschen – пачкать, мазать, либо от англ. sketch – эскиз), обозначение худож. продукции, относящейся к области массовой культуры. Применимо ко всем отраслям последней: архитектуре, изобразительному и прикладному искусствам, музыке, лит-ре, театру, кинематографу и др. Предположительно термин «К.» сформировался на худож. рынках Мюнхена в 1860–70-х гг., где этим понятием обозначали дешёвые произведения живописи, приобретаемые представителями буржуазии, которые имитировали собирание предметов знатоками, стремясь таким образом приблизиться к их статусу. Распространение понятия приходится на 1920–30-е гг., когда К. в трудах Т. Адорно, Г. Броха, амер. критика К. Гринберга осознаётся как противоположность авангардизма. Выделение этого явления связывают с пром. революцией и урбанизацией жизни в Европе и США, благодаря которым сформировался слой потребителей массовой культурной продукции. Это, в свою очередь, привело к стремительному развитию в структуре худож. жизни области, промежуточной между проф. иск-вом и фольклором, частью которой стал К. (сувениры, безделушки, поп-музыка, реклама, комиксы, «бульварная» лит-ра, массовая кинематографич. и полиграфич. продукция и др.). В отличие от проф. иск-ва, К. не индивидуален, в отличие от фольклора – лишён фундам. архетипичности.
Принципиальной характеристикой К. является подражание высокому иск-ву разл. способами: использование цитат и характерных приёмов из известных произведений, которые К. механически перерабатывает; имитация его воздействия (К. стремится вызвать в зрителе сильные чувства простыми средствами, поэтому его осн. черты – сентиментальность и претенциозность). В совр. обществе К. играет важную роль в культуре потребления; его предметы могут быть дорогостоящими, являясь для владельца средством подтверждения собств. высокого социального статуса.
Практически с момента осознания К. как специфич. культурного явления он стал предметом рефлексии не только критической, но и художественной, темой проф. индивидуального иск-ва, иронизирующего над штампами массового иск-ва (дадаизм, поп-арт и др.). Постмодернизм, стирая границы между «высоким» и «низким» иск-вом, размывает тем самым первоначальное значение понятия «К.» и, реабилитируя его, включает, наряду с др. приёмами, в арсенал совр. худож. средств.