Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КИТЧ

Авторы: О. А. Назарова

КИТЧ, кич (нем. Kitsch; эти­мо­ло­гия не­ясна; воз­мож­но, ли­бо от ди­алек­т­но­го нем. kitschen – пач­кать, ма­зать, ли­бо от англ. sketch – эс­киз), обо­зна­че­ние ху­дож. про­дук­ции, от­но­ся­щей­ся к об­лас­ти мас­со­вой куль­ту­ры. При­ме­ни­мо ко всем от­рас­лям по­след­ней: ар­хи­тек­ту­ре, изо­бра­зи­тель­но­му и при­клад­но­му ис­кус­ст­вам, му­зы­ке, лит-ре, те­ат­ру, ки­не­ма­то­гра­фу и др. Пред­по­ло­жи­тель­но тер­мин «К.» сфор­ми­ро­вал­ся на ху­дож. рын­ках Мюн­хе­на в 1860–70-х гг., где этим по­ня­ти­ем обо­зна­ча­ли де­шё­вые про­из­ве­де­ния жи­во­пи­си, при­об­ре­тае­мые пред­ста­ви­те­ля­ми бур­жуа­зии, ко­то­рые ими­ти­ро­ва­ли со­би­ра­ние пред­ме­тов зна­то­ка­ми, стре­мясь та­ким об­ра­зом при­бли­зить­ся к их ста­ту­су. Рас­про­стра­не­ние по­ня­тия при­хо­дит­ся на 1920–30-е гг., ко­гда К. в тру­дах Т. Адор­но, Г. Бро­ха, амер. кри­ти­ка К. Грин­бер­га осоз­на­ёт­ся как про­ти­во­по­лож­ность аван­гар­диз­ма. Вы­де­ле­ние это­го яв­ле­ния свя­зы­ва­ют с пром. ре­во­лю­ци­ей и ур­ба­ни­за­ци­ей жиз­ни в Ев­ро­пе и США, бла­го­да­ря ко­то­рым сфор­ми­ро­вал­ся слой по­тре­би­те­лей мас­со­вой куль­тур­ной про­дук­ции. Это, в свою оче­редь, при­ве­ло к стре­ми­тель­но­му раз­ви­тию в струк­ту­ре ху­дож. жиз­ни об­лас­ти, про­ме­жу­точ­ной ме­ж­ду проф. иск-вом и фольк­ло­ром, ча­стью ко­то­рой стал К. (су­ве­ни­ры, без­де­луш­ки, поп-му­зы­ка, рек­ла­ма, ко­мик­сы, «буль­вар­ная» лит-ра, мас­со­вая ки­не­ма­то­гра­фич. и по­ли­гра­фич. про­дук­ция и др.). В от­ли­чие от проф. иск-ва, К. не ин­ди­ви­дуа­лен, в от­ли­чие от фольк­ло­ра – ли­шён фун­дам. ар­хе­ти­пич­но­сти.

Китч. «Портрет четы Арнольфини». Макет по мотивам одноимённой картины Я. ван Эйка (1434, Национальная галерея, Лондон). Раскрашенный воск, ткань, дерево. 20 в. Музей восковых фигур (Буэна-Парк, штат К...

Прин­ци­пи­аль­ной ха­рак­те­ри­сти­кой К. яв­ля­ет­ся под­ра­жа­ние вы­со­ко­му иск-ву разл. спо­со­ба­ми: ис­поль­зо­ва­ние ци­тат и ха­рак­тер­ных приё­мов из из­ве­ст­ных про­из­ве­дений, ко­то­рые К. ме­ха­ни­че­ски пе­ре­ра­ба­ты­ва­ет; ими­та­ция его воз­дей­ст­вия (К. стре­мит­ся вы­звать в зри­те­ле силь­ные чув­ст­ва про­сты­ми сред­ст­ва­ми, по­это­му его осн. чер­ты – сен­ти­мен­таль­ность и пре­тен­ци­оз­ность). В совр. об­ще­ст­ве К. иг­ра­ет важ­ную роль в куль­ту­ре по­треб­ле­ния; его пред­ме­ты мо­гут быть до­ро­го­стоя­щи­ми, яв­ля­ясь для вла­дель­ца сред­ст­вом под­твер­ж­де­ния собств. вы­со­ко­го со­ци­аль­но­го ста­ту­са.

Прак­ти­че­ски с мо­мен­та осоз­на­ния К. как спе­ци­фич. куль­тур­но­го яв­ле­ния он стал пред­ме­том реф­лек­сии не толь­ко кри­ти­че­ской, но и ху­до­же­ст­вен­ной, те­мой проф. ин­ди­ви­ду­аль­но­го иск-ва, иро­ни­зи­рую­ще­го над штам­па­ми мас­со­во­го иск-ва (да­да­изм, поп-арт и др.). По­стмо­дер­низм, сти­рая гра­ни­цы ме­ж­ду «вы­со­ким» и «низ­ким» иск-вом, раз­мы­ва­ет тем са­мым пер­во­на­чаль­ное зна­че­ние по­ня­тия «К.» и, реа­би­ли­ти­руя его, вклю­ча­ет, на­ря­ду с др. приё­ма­ми, в ар­се­нал совр. ху­дож. средств.

Лит.: Karpfen F. Der Kitsch: eine Studie über die Entartung der Kunst. Hamb., 1925; Giesz L. Phänomenologie des Kitsches. Hdlb., 1960; Dor­f­les G. Kitsch: an antology of bad taste. L., 1973; Greenberg C. Avant-Garde and Kitch // Greenberg C. The collected essays and criti­cism. Chi., 1986. Vol. 1; Яков­ле­ва А. М. Кич и ху­до­же­ст­вен­ная куль­ту­ра // Зна­ние. 1990. № 11; Kulka T. Kitsch and art. Pennsylvania, 1996; Nerdrum O. On Kitsch // ARTnews. 1999. № 9; Adorno T. W. The culture industry. L., 2001; Broch H. Geist and Zeitgeist: the spirit in an unspiritual age. N. Y., 2002; Бод­рий­яр Ж. Об­ще­ст­во по­треб­ле­ния, его ми­фы и струк­ту­ры. М., 2006; Эко У. Чу­жое без­об­раз­ное, китч и кэмп // Ис­то­рия урод­ст­ва / Под ред. У. Эко. М., 2007.

Вернуться к началу