Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КЛЕР

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 14. Москва, 2009, стр. 262

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. И. Божович
Кадр из фильма «Под крышами Парижа». Режиссёр Р. Клер. 1930.

КЛЕР (Clair) Ре­не (наст. фам. Шо­мет, Cho­mette) (11.11.1898, Па­риж – 15.3.1981, Нёйи-сюр-Сен), франц. ре­жис­сёр. Уча­ст­во­вал в 1-й ми­ро­вой вой­не, был жур­на­ли­стом и ки­но­кри­ти­ком. В 1920 де­бю­ти­ро­вал как ак­тёр в филь­ме-ба­ле­те Л. Фул­лер «Ли­лия жиз­ни» (1920). Сни­мал­ся в се­риа­лах Л. Фёй­а­да («Си­рот­ка», «Па­ри­зет­та») и филь­мах Я. А. Про­та­за­но­ва («Смысл смер­ти», «За ночь люб­ви»). Был ас­си­стен­том ре­жис­сё­ра Ж. Ба­рон­сел­ли. Пер­вая са­мо­сто­ят. ре­жис­сёр­ская ра­бо­та – фан­та­стич. ко­ме­дия «Па­риж ус­нул» («Дья­воль­ский луч», 1923). В этом филь­ме, как и во мно­гих по­сле­дую­щих, К. был и ав­то­ром сце­на­рия. Ко­рот­ко­мет­раж­ный ф. «Ан­тракт» (1924) пред­на­зна­чал­ся для да­даи­стич. ба­лет­но­го спек­так­ля «Пред­став­ле­ние от­ме­ня­ет­ся» («Ре­лакс», сце­на­рий Ф. Пи­ка­биа, муз. Э. Са­ти, ба­летм. Ж. Бёр­лин). Филь­мы «При­зрак Му­лен Ру­жа» и «Во­об­ра­жае­мое пу­те­ше­ст­вие» (оба 1925) строи­лись на ска­зоч­но-фан­та­стич. сю­же­тах. В ран­них филь­мах К. ши­ро­ко поль­зо­вал­ся приё­ма­ми фар­со­во­го ко­миз­ма, экс­цен­три­ки, фор­маль­ны­ми трю­ка­ми, что род­ни­ло его с аван­гар­ди­ста­ми. Луч­шая кар­ти­на не­мо­го пе­рио­да – «Со­ло­мен­ная шляп­ка» по Э. Ла­би­шу (1927), где К., не от­ка­зы­ва­ясь от трю­ко­во­го ко­миз­ма, боль­ше вни­ма­ния уде­лил жиз­нен­ным на­блю­де­ни­ям.

С 1930-х гг. в твор­че­ст­ве К. оп­ре­де­ли­лись две ли­нии: ли­ри­че­ская, свя­зан­ная с по­этич. пе­ре­ос­мыс­ле­ни­ем жиз­ни со­ци­аль­ных ни­зов, и са­ти­ри­че­ская. В сво­ём пер­вом зву­ко­вом ф. «Под кры­ша­ми Па­ри­жа» (1930) К. ши­ро­ко ис­поль­зо­вал муз. лейт­мо­ти­вы (фильм свя­зан с тра­ди­ци­ей па­риж­ской улич­ной пе­сен­ки) и край­не сдер­жан­но – воз­мож­но­сти зву­ча­ще­го сло­ва. На­ив­ный сю­жет по­слу­жил кан­вой для соз­да­ния сти­ли­зо­ван­ной кар­ти­ны жиз­ни «ма­лень­ких лю­дей». К той же ли­нии при­над­ле­жат филь­мы «Мил­ли­он» (1931), где силь­ны так­же па­ро­дий­ные и са­ти­рич. ак­цен­ты, и «14 ию­ля» (1933). В цен­тре ф. «Сво­бо­ду нам!» (1932) – про­ти­во­пос­тав­ле­ние ме­ха­нич. тру­да на кон­вей­е­ре в сце­нах на фаб­ри­ке и иро­ни­че­ски сти­ли­зо­ван­ной «ес­те­ст­вен­ной жиз­ни» в сце­нах на ло­не при­ро­ды. В ф. «По­след­ний мил­ли­ар­дер» (1934, пр. Мкф в Мо­ск­ве) К. вы­смеи­вал бур­жу­аз­ный пар­ла­мен­та­ризм, по­ли­тич. ин­три­ги, на­ро­ж­даю­щий­ся фа­шизм. Ко­ме­дий­но-иро­нич. на­прав­лен­но­стью от­ли­ча­лись и два филь­ма, по­став­лен­ные К. в Ве­ли­ко­бри­та­нии («При­зрак едет на За­пад», 1935; «Оше­лом­ляй­те но­во­стя­ми», 1938). В 1940–46 К. жил в США, где по­ста­вил неск. филь­мов; наи­боль­ший ин­те­рес пред­став­ля­ет ко­ме­дия «Я же­нил­ся на ведь­ме» (1942), в ко­то­рой ха­рак­тер­ные для ре­жис­сё­ра фан­та­стич. мо­ти­вы со­че­та­ют­ся с сар­ка­стич. вы­па­да­ми про­тив амер. об­раза жиз­ни.

Во Фран­ции К. по­ста­вил ф. «Мол­ча­ние – зо­ло­то» (1947) – нос­таль­гич. ко­ме­дию о ран­них го­дах ки­не­ма­то­гра­фа. В ф. «Кра­со­та дья­во­ла» (1950) – совр. ва­ри­ан­те ле­ген­ды о Фау­сте – ста­вил­ся во­прос, спо­соб­но ли че­ло­ве­че­ст­во сов­ла­дать с раз­ру­шит. си­ла­ми, ко­то­рые пре­дос­та­ви­ла в его рас­по­ря­же­ние нау­ка. Фильм «Ноч­ные кра­са­ви­цы» (1952) в фор­ме па­ро­дии на фильм Д. У. Гриф­фи­та «Не­тер­пи­мость» раcсказывал о меч­та­тель­ном, не при­спо­соб­лен­ном к жиз­ни ком­по­зи­то­ре. В ф. «Боль­шие ма­нёв­ры» (1955) К. рас­кры­вал ду­шев­ную диа­лек­ти­ку сво­их ге­ро­ев, пре­вра­щаю­щую лёг­кую лю­бов­ную ин­триж­ку в серь­ёз­ное чув­ст­во. В этой дра­ма­тич. ко­ме­дии, как и в двух пре­ды­ду­щих филь­мах, яр­ко про­яви­лось ак­тёр­ское да­ро­ва­ние Ж. Фи­ли­па. Фильм «Порт де Ли­ла» (1957, в отеч. про­ка­те – «На ок­раи­не Па­ри­жа») про­дол­жил те­му по­эти­за­ции жиз­ни «ма­лень­ких лю­дей», вы­тес­нен­ных бур­жу­аз­ным об­ще­ст­вом. В ф. «Всё зо­ло­то ми­ра» (1961) ос­меи­ва­лись дель­цы, го­то­вые экс­плуа­ти­ро­вать всё, что по­па­да­ет им в ру­ки. Твор­че­ст­во К. за­вер­ша­ет «кос­тюм­ная» ко­ме­дия «Га­лант­ные празд­не­ст­ва» (1965, в отеч. про­ка­те – «Празд­ни­ки люб­ви»). В 1971 вы­шла его пье­са «Стран­ное тво­ре­ние не­бес», в 1976 – сб. рас­ска­зов «Иг­ра слу­чая».

В 1960 К. пер­вым из ки­не­ма­то­гра­фи­стов был из­бран чле­ном Франц. ака­демии. Юби­лей­ная пр. Мкф в Мо­ск­ве (1979). На­граж­дён ор­де­ном По­чёт­но­го ле­гио­на.

Лит.: Bourgeois J. R. Clair. Gen., 1949; Mit­ry J. R. Clair. P., 1960; Amengual B. R. Clair. P., 1963; Бра­гин­ский А. В. Р. Клер. М., 1963; Cha­ren­sol G., Régent R. 50 ans de cinéma aves R. Clair. P., 1979; Бо­жо­вич В. И. Р. Клер. М., 1985; Dale R. The films of R. Clair. N. Y.; L., 1986. Vol. 1–2; Billard P. Le mystère R. Clair. P., 1998; Herpe N. La film dans le texte l»œuvre écrite de R. Clair. P., 2001.

Вернуться к началу