ПРОТАЗА́НОВ
-
Рубрика: Театр и кино
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПРОТАЗА́НОВ Яков Александрович [23.1(4.2).1881, Москва – 8.8.1945, там же], рос. режиссёр, засл. деят. искусств РСФСР (1935) и Узб. ССР (1943). Один из зачинателей рос. кинематографа. Из купеч. семьи. В 1900 окончил Моск. коммерч. уч-ще. Режиссёрский дебют – «Бахчисарайский фонтан» (1909). В 1911–18 поставил ок. 80 фильмов, в т. ч. картины «Русской золотой серии», отличающиеся высокой режиссёрской и операторской культурой, глубоким психологизмом: «Драма у телефона» (1914, один из ранних опытов с монтажом), экранизации «Пиковая дама» (1916), «Отец Сергий» (1918) и др. В 1920–23 работал в Париже, Берлине. После возвращения поставил фильмы: «Аэлита» по А. Н. Толстому (1924), «Белый орёл» с участием В. И. Качалова и В. Э. Мейерхольда (1928), а также комедии «Закройщик из Торжка» (1925), «Процесс о трёх миллионах» (1926), «Дон Диего и Пелагея» (1928) и «Праздник святого Йоргена» (1930). В картинах П. ярко проявилось мастерство популярных актёров И. И. Мозжухина, В. В. Максимова, И. В. Ильинского, А. П. Кторова, М. М. Блюменталь-Тамариной и др. В историко-революционном ф. «Сорок первый» (1927) П. добился глубокой достоверности в передаче атмосферы эпохи и создании образов гл. героев. В период звукового кино после муз. комедии-памфлета «Марионетки» (1934) поставил «Бесприданницу» (1937), вошедшую в фонд отеч. киноклассики. Среди др. фильмов: «Война и мир» по Л. Н. Толстому (совм. с В. Р. Гардиным), «Николай Ставрогин» по «Бесам» Ф. М. Достоевского (оба 1915), «Его призыв» (1925), «Человек из ресторана» (1927), «Салават Юлаев» (1941), «Насреддин в Бухаре» (1943). Выступал также как сценарист.