ГРИ́ФФИТ ДЕЙВИД УОРК
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГРИ́ФФИТ (Griffith) Дейвид Уорк (22.1.1875, Ла-Грейндж, по др. сведениям, Флойдс-Форк, штат Кентукки – 23.7.1948, Голливуд), амер. кинорежиссёр, сценарист. В кино с 1907 (на киностудиях «Edison» и «Biograph»). В ранний период творчества поставил неск. сотен короткометражных фильмов (драмы, комедии, историч. фильмы, экранизации). Работал в Голливуде (кинокомпания «Mutual»), в 1915 вместе с Т. Х. Инсом и М. Сеннеттом возглавил фирму «Triangle» (здесь под рук. Г. было поставлено ок. 40 фильмов). С 1919 начал выпускать фильмы как независимый продюсер для фирмы «United artists» (организованной Г. совм. с Д. Фэрбенксом, М. Пикфорд и Ч. Чаплином). Постепенно вокруг Г. образовалась группа молодёжи, которую он обучал новым методам актёрской игры. Итогом поисков Г. стал полнометражный ф. «Рождение нации» (1915), вызвавший ожесточённую критику (основой для фильма послужил роман Т. Диксона «Человек клана», прославлявший ку-клукс-клан); между тем фильм стал классич. образцом использования новых, собственно кинематографич., средств в организации сюжетного развития. В 1916 Г. создал ф. «Нетерпимость» – один из этапных в мировом киноискусстве. Снятый с грандиозным постановочным размахом, фильм затрагивал широкий круг филос. и моральных проблем. Нетерпимость трактована как зло, отравляющее жизнь во все времена и у всех народов. Обратившись к огромному историч. и мифологич. материалу, Г. использовал необычные для того времени кинематографич. приёмы: обширные движущиеся панорамы, неожиданные ракурсы, затемнения, перекрёстный монтаж, который комбинировал разновременные сцены в непрерывно нарастающем ритме. Со временем Г. всё более склонялся к идеализации амер. провинции, к сентиментальной мелодраме. Картины патриархальной фермерской жизни он противопоставлял соблазнам гор. культуры. Наиболее типичным персонажем в фильмах Г. была страдающая, беззащитная девушка, а наиболее типичной актрисой школы Г. стала Л. Гиш («Сломанные побеги», 1919; в отеч. прокате «Сломанная лилия»). Среди др. фильмов: «Сердце мира» (1918), «Любовь в счастливой долине» (1919, в отеч. прокате «На зов города»), «Путь на Восток» (1920), «Сиротки бури» (1921, в отеч. прокате – «Две сиротки»), «Разве жизнь не чудесна?» (1924), «Скорбь сатаны» (1926), «Авраам Линкольн» (1930). После ф. «Схватка» (1931) Г. прекратил работу в кино.
Г. видел в режиссёре создателя целостной худож. системы; почти в каждом фильме он стремился разрешить ту или иную формальную или эстетич. проблему. Разработал принципы игры в кинематографе, воспитав замечательную плеяду актёров: Д. и Л. Гиш, М. Марш, Р. Харрон, Р. Бартелмес, К. Демпстер, М. Пикфорд и др. Некоторые ученики Г. стали впоследствии режиссёрами: Т. Браунинг, Дж. Конвей, В. Флеминг, Р. Уолш, М. Сеннетт, Э. фон Штрогейм, Д. Крисп и др. Г. многое перестроил в технике и манере киносъёмки, открыл огромные возможности съёмочной камеры и её роль в построении единого экранного образа. В 1922 Г. запатентовал оригинальный способ комбиниров. съёмок. Творчество Г. оказало значительное влияние на дальнейшее развитие киноискусства, в ряде стран (США, Италия и др.) организованы спец. общества по изучению наследия Г. Пр. «Оскар» за вклад в развитие киноискусства (1935).