Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ШТРО́ГЕЙМ ШТРОХЕЙМ ЭРИХ ФОН

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 132

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ШТРО́ГЕЙМ, Штро­хейм (Stroheim) Эрих фон (наст. имя и фам. Эрих Ос­вальд Штро­гейм, Stroheim) (22.9.1885, Ве­на – 12.5.1957, за­мок Мо­ре­па, близ Па­ри­жа), амер. ре­жис­сёр, ак­тёр, сце­на­рист. По­лу­чил во­ен. об­ра­зо­ва­ние. С 1909 в США. С 1914 в Гол­ли­ву­де. На­чи­нал как ак­тёр, ас­си­стент ре­жис­сёра и во­ен. кон­суль­тант у Д. У. Гриф­фи­та и др. Ав­тор сце­на­ри­ев всех сво­их филь­мов. Про­яв­ляя ин­те­рес к ост­рым со­ци­аль­ным про­бле­мам, кри­ти­ко­вал бур­жу­аз­ный ин­сти­тут бра­ка («Сле­пые му­жья», 1919; «Дья­воль­ская от­мыч­ка», 1920; «Глу­пые жё­ны», 1921, в отеч. про­ка­те – «От­прыск бла­го­род­но­го ро­да»), со­ци­аль­ное не­ра­вен­ст­во («Ка­ру­сель», 1923; «Ве­сё­лая вдо­ва», 1925; «Сва­деб­ный марш» и «Ко­ро­ле­ва Кел­ли», оба 1928). Круп­ней­ший ф. «Алч­ность» (1924) от­кро­вен­но и без ма­лей­шей сен­ти­мен­таль­но­сти по­ка­зы­ва­ет, как пре­вра­ще­ние зо­ло­та в фе­тиш при­во­дит к рас­па­ду се­мьи и лич­но­сти. Сю­же­ты мн. филь­мов Ш. ме­ло­дра­ма­тич­ны. Од­на­ко их мир, об­ри­со­ван­ный с го­ре­чью и сар­каз­мом, ли­шён од­но­знач­но­сти мо­раль­ных оце­нок, свой­ст­вен­ных ме­ло­дра­ме. Ви­дя в ок­ру­жаю­щей сре­де ключ к по­ни­ма­нию по­ве­де­ния ге­ро­ев, ре­жис­сёр стре­мил­ся дос­то­вер­но вос­про­из­ве­сти её, пе­ре­дать ат­мо­сфе­ру вре­ме­ни и мес­та дей­ст­вия. От­сю­да под­роб­ное вос­соз­да­ние во вре­мя съё­мок мель­чай­ших де­та­лей бы­та и ню­ан­сов по­ве­де­ния пер­со­на­жей. Творч. ма­не­ра Ш. ха­рак­те­ризу­ет­ся ин­те­ре­сом к рез­ким жиз­нен­ным про­ти­во­ре­чи­ям, ори­ги­наль­ностью ре­жис­сёр­ско­го ви́­де­ния, ост­ро­той в об­ри­сов­ке ха­рак­те­ров. Один из круп­ней­ших ре­жис­сё­ров эпо­хи, Ш. ока­зал зна­чит. влия­ние на раз­ви­тие ми­ро­во­го ки­но­ис­кус­ст­ва. Стрем­ле­ние к творч. са­мо­стоя­тель­но­сти, не­при­ятие гол­ли­вуд­ских стан­дар­тов, со­ци­аль­но-кри­тич. на­прав­лен­ность при­во­ди­ли к по­сто­ян­ным кон­флик­там с круп­ны­ми ки­но­фир­ма­ми; в 1930-х гг. Ш. был ли­шён воз­мож­но­сти ста­вить филь­мы. Сни­мал­ся в ки­но (фон Ра­уф­фен­штейн – «Ве­ли­кая ил­лю­зия», Шпи­он – «Гиб­рал­тар», в отеч. про­ка­те – «Сети шпио­на­жа»; ге­не­рал Ром­мель – «Пять гроб­ниц на пу­ти в Ка­ир», Дво­рец­кий – «Сан­сет буль­вар», и др.), за­ни­мал­ся лит. дея­тель­но­стью.

Лит.: Ко­ро­ле­вич В., Ата­ше­ва П. Э. Штро­гейм. М.; Л., 1927; Noble P. Hollywood sca­pegoat; the biography of E. von Stroheim. N. Y., 1972; E. von Stroheim. B., 1994; Kos­zar­ski R. Von: the life and films of E. von Stro­heim. N. Y., 2001; Henry N. Ethics and so­cial criti­cism in the Hollywood films of E. von Stroheim, E. Lubitsch, and B. Wilder. Westport, 2001; Pa­ganelli G. E. von Stroheim: Lo sguardo e l’iper­bole. Roma, 2001; Лен­ниг А. Штрогейм. М., 2012.

Вернуться к началу