ШТРО́ГЕЙМ ШТРОХЕЙМ ЭРИХ ФОН
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ШТРО́ГЕЙМ, Штрохейм (Stroheim) Эрих фон (наст. имя и фам. Эрих Освальд Штрогейм, Stroheim) (22.9.1885, Вена – 12.5.1957, замок Морепа, близ Парижа), амер. режиссёр, актёр, сценарист. Получил воен. образование. С 1909 в США. С 1914 в Голливуде. Начинал как актёр, ассистент режиссёра и воен. консультант у Д. У. Гриффита и др. Автор сценариев всех своих фильмов. Проявляя интерес к острым социальным проблемам, критиковал буржуазный институт брака («Слепые мужья», 1919; «Дьявольская отмычка», 1920; «Глупые жёны», 1921, в отеч. прокате – «Отпрыск благородного рода»), социальное неравенство («Карусель», 1923; «Весёлая вдова», 1925; «Свадебный марш» и «Королева Келли», оба 1928). Крупнейший ф. «Алчность» (1924) откровенно и без малейшей сентиментальности показывает, как превращение золота в фетиш приводит к распаду семьи и личности. Сюжеты мн. фильмов Ш. мелодраматичны. Однако их мир, обрисованный с горечью и сарказмом, лишён однозначности моральных оценок, свойственных мелодраме. Видя в окружающей среде ключ к пониманию поведения героев, режиссёр стремился достоверно воспроизвести её, передать атмосферу времени и места действия. Отсюда подробное воссоздание во время съёмок мельчайших деталей быта и нюансов поведения персонажей. Творч. манера Ш. характеризуется интересом к резким жизненным противоречиям, оригинальностью режиссёрского ви́дения, остротой в обрисовке характеров. Один из крупнейших режиссёров эпохи, Ш. оказал значит. влияние на развитие мирового киноискусства. Стремление к творч. самостоятельности, неприятие голливудских стандартов, социально-критич. направленность приводили к постоянным конфликтам с крупными кинофирмами; в 1930-х гг. Ш. был лишён возможности ставить фильмы. Снимался в кино (фон Рауффенштейн – «Великая иллюзия», Шпион – «Гибралтар», в отеч. прокате – «Сети шпионажа»; генерал Роммель – «Пять гробниц на пути в Каир», Дворецкий – «Сансет бульвар», и др.), занимался лит. деятельностью.