Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

САТИ́ ЭРИК

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 29. Москва, 2015, стр. 453

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Э. Сати. Портрет работы С. Валадон. 1893. Национальный музей современного искусства (Париж).

САТИ́ (Satie) Эрик (17.5.1866, Он­флёр, деп-т Каль­ва­дос – 1.7.1925, Па­риж), франц. ком­по­зи­тор. В 1905–08 учил­ся у А. Рус­се­ля (тео­рия му­зы­ки) и В. д’Эн­ди (ком­по­зи­ция) в па­риж­ской «Схо­ла кан­то­рум». Не­ко­то­рое вре­мя был бли­зок ком­по­зи­то­рам «Шес­тёр­ки», ока­зал вли­я­ние на их эс­те­тич. взгля­ды. Под­чёрк­ну­тую бе­зы­скус­ность его му­зы­ки (вплоть до ба­наль­но­сти) со­вре­мен­ни­ки трак­то­ва­ли как вы­зов на­пы­щен­но­сти позд­не­го ро­ман­тиз­ма и изы­скам им­прес­сио­низ­ма; ны­не при­ми­ти­вы С. (осо­бен­но пье­сы-фор­му­лы под назв. «Меб­ли­ро­воч­ная му­зы­ка») счи­та­ют­ся про­об­ра­за­ми муз. ми­ни­ма­лиз­ма. Ба­лет «Па­рад» («Parade») на либр. Ж. Кок­то, на­пи­сан­ный для Рус­ско­го ба­ле­та Дя­ги­ле­ва (Па­риж, 1917; на­зва­ние оз­на­ча­ет анонс-вы­сту­п­ле­ние ба­ла­ган­ных ар­ти­стов, за­зы­ваю­щих зри­те­лей), сво­ей но­ва­тор­ской дер­зо­стью вы­звал боль­шой об­ществ. ре­зо­нанс. В рус­ле не­оклас­си­циз­ма на­пи­са­ны «Бю­ро­кра­тиче­ская со­на­ти­на» (1917, па­ро­дия на М. Кле­мен­ти), ба­лет «Со­крат» (Па­риж, 1920; по­пыт­ка трак­то­вать «клас­си­че­ский стиль» серь­ёз­но). Осн. часть на­сле­дия – не­боль­шие фп. пье­сы («За­су­шен­ные эм­брио­ны», «Пье­сы в фор­ме гру­ши» и мн. др.), в т. ч. объ­е­ди­нён­ные в цик­лы и сбор­ни­ки; из по­след­них осо­бен­но по­пу­ляр­ны «Гим­но­пе­дии» (так­же в ор­ке­ст­ро­вой аран­жи­ров­ке К. Де­бюс­си) и «Гнось­ен­ны».

Лит.: Orledge R. Satie the composer. Camb.; N. Y., 1990; Volta O. E. Satie: Bibliographie raisonnée. Arcueil, 1995; idem. E. Satie. P., 1997; Whiting S. Satie the Bohemian: From ca­baret to concert hall. Oxf., 1999; Се­ли­ва­но­ва А. «Со­крат» Э. Са­ти: Musique d’ameub­lement или ре­пе­ти­тив­ная му­зы­ка? // На­уч­ный вест­ник Мо­с­ков­ской кон­сер­ва­то­рии. 2011. № 1.

Вернуться к началу