САТИ́ ЭРИК
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
САТИ́ (Satie) Эрик (17.5.1866, Онфлёр, деп-т Кальвадос – 1.7.1925, Париж), франц. композитор. В 1905–08 учился у А. Русселя (теория музыки) и В. д’Энди (композиция) в парижской «Схола канторум». Некоторое время был близок композиторам «Шестёрки», оказал влияние на их эстетич. взгляды. Подчёркнутую безыскусность его музыки (вплоть до банальности) современники трактовали как вызов напыщенности позднего романтизма и изыскам импрессионизма; ныне примитивы С. (особенно пьесы-формулы под назв. «Меблировочная музыка») считаются прообразами муз. минимализма. Балет «Парад» («Parade») на либр. Ж. Кокто, написанный для Русского балета Дягилева (Париж, 1917; название означает анонс-выступление балаганных артистов, зазывающих зрителей), своей новаторской дерзостью вызвал большой обществ. резонанс. В русле неоклассицизма написаны «Бюрократическая сонатина» (1917, пародия на М. Клементи), балет «Сократ» (Париж, 1920; попытка трактовать «классический стиль» серьёзно). Осн. часть наследия – небольшие фп. пьесы («Засушенные эмбрионы», «Пьесы в форме груши» и мн. др.), в т. ч. объединённые в циклы и сборники; из последних особенно популярны «Гимнопедии» (также в оркестровой аранжировке К. Дебюсси) и «Гносьенны».