КЛЕМЕ́НТИ
-
Рубрика: Музыка
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КЛЕМЕ́НТИ (Сlеmenti) Муцио (23.1.1752, Рим – 10.3.1832, Ившем, графство Вустершир, Англия), итал. и англ. пианист, композитор, педагог, предприниматель. Сын ювелира. Учился в Риме у А. Бурони и Кордичелли (теория музыки), Дж. Сартарелли (пение), возможно, также у Г. Карпани (контрапункт). В 1766 служил органистом в ц. Св. Лаврентия в Дамазо (Рим), с того же года жил в Англии (с 1773 в Лондоне). В 1773 вышли из печати его первые фп. сонаты (ор. 2). В 1777–80 работал капельмейстером лондонской Итал. оперы. Гастролировал в Европе, в 1781 в Вене состязался с В. А. Моцартом (который впоследствии неодобрительно отзывался об игре К.). Основатель и глава т. н. лондонской школы пианизма, К. был блестящим виртуозом, одним из первых раскрыл новые звуковые возможности фп., широко использовал связную игру (легато) и педализацию (современники называли К. «отцом фортепианной музыки»). С юных лет поражал беглостью, свободой и изяществом игры, чёткостью пальцевой техники, захватывающим темпераментом. В 1786 К. прекратил публичные выступления, занялся педагогич. (среди учеников – Ф. Калькбреннер, И. Б. Крамер, И. Мошелес, Дж. Филд), композиторской, а также коммерч. деятельностью (был основателем и совладельцем муз. издательств и фабрик муз. инструментов, усовершенствовал фп. механику). В нач. 19 в. подолгу работал в др. странах (в т. ч. в России в 1802–1803, 1806). В 1810 вновь в Англии, изредка выезжал за пределы страны, дирижируя собственными симфонич. произведениями. Один из основателей и дирижёр (1813–24) Филармонич. об-ва в Лондоне.
К.-композитор, опираясь на достижения итал. школы (Д. Скарлатти, П. Парадизи), И. К. Баха и К. Ф. Э. Баха, способствовал утверждению классич. сонаты. Большинство из 58 его фп. сонат состоят из 3 частей (с развёрнутым финалом, преим. в форме рондо); отличаются богатством мелодико-тематич. материала, разнообразием и новизной фп. фактуры, интересными тембровыми и динамич. находками. Фп. творчество К. оказало влияние на современников (Й. Гайдна, Л. ван Бетховена). К. принадлежат также многочисл. фп. пьесы др. жанров – вальсы, сонатины, этюды, а также «Музыкальные характеристики» (сб-к прелюдий и каденций в стиле Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Кожелуха и др.). В педагогич. репертуаре поныне сохранились сонатины (ор. 36, 38) и сб-к этюдов «Ступень к Парнасу» («Gradus ad Parnassum», vol. 1–3, 1817–26). Среди др. сочинений: симфонии (сохранились 4), увертюры; концерт для фп. с оркестром; сонаты для фп. в сопровождении скрипки, виолончели или флейты (всего 46), обработки песен разных народов. Свой исполнительский и педагогич. опыт К. обобщил в труде «Руководство по игре на фортепиано» («Méthode pour le piano-forte…», 1801). Как издатель первым в Великобритании опубликовал ряд произведений Бетховена.