Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КЛЕМЕ́НТИ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 14. Москва, 2009, стр. 257

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




М. Клементи. Гравюра кон. 18 в. Музей театра «Ла Скала» (Милан).

КЛЕМЕ́НТИ (Сlеmenti) Му­цио (23.1.1752, Рим – 10.3.1832, Ив­шем, граф­ст­во Вус­тер­шир, Анг­лия), итал. и англ. пиа­нист, ком­по­зи­тор, пе­да­гог, пред­при­ни­ма­тель. Сын юве­ли­ра. Учил­ся в Ри­ме у А. Бу­рони и Кор­ди­чел­ли (тео­рия му­зы­ки), Дж. Сар­та­рел­ли (пе­ние), воз­мож­но, так­же у Г. Кар­па­ни (кон­трапункт). В 1766 слу­жил ор­га­ни­стом в ц. Св. Лав­рен­тия в Да­ма­зо (Рим), с то­го же го­да жил в Анг­лии (с 1773 в Лон­до­не). В 1773 вы­шли из пе­ча­ти его пер­вые фп. со­на­ты (ор. 2). В 1777–80 ра­бо­тал ка­пель­мей­сте­ром лон­дон­ской Итал. опе­ры. Га­ст­ро­ли­ро­вал в Ев­ро­пе, в 1781 в Ве­не со­стя­зал­ся с В. А. Мо­цар­том (ко­то­рый впо­след­ст­вии не­одоб­ри­тель­но от­зы­вал­ся об иг­ре К.). Ос­но­ва­тель и гла­ва т. н. лон­дон­ской шко­лы пиа­низ­ма, К. был бле­стя­щим вир­туо­зом, од­ним из пер­вых рас­крыл но­вые зву­ко­вые воз­мож­но­сти фп., ши­ро­ко ис­поль­зо­вал связ­ную иг­ру (ле­га­то) и пе­да­ли­за­цию (со­вре­мен­ни­ки на­зы­ва­ли К. «от­цом фор­те­пи­ан­ной му­зы­ки»). С юных лет по­ра­жал бег­ло­стью, сво­бо­дой и изя­ще­ст­вом иг­ры, чёт­ко­стью паль­це­вой тех­ни­ки, за­хва­ты­ваю­щим тем­пе­ра­мен­том. В 1786 К. пре­кра­тил пуб­лич­ные вы­сту­п­ле­ния, за­нял­ся пе­да­го­гич. (сре­ди уче­ни­ков – Ф. Кальк­брен­нер, И. Б. Кра­мер, И. Мо­ше­лес, Дж. Филд), ком­по­зи­тор­ской, а так­же ком­мерч. дея­тель­но­стью (был ос­но­ва­те­лем и сов­ла­дель­цем муз. из­да­тельств и фаб­рик муз. ин­ст­ру­мен­тов, усо­вер­шен­ст­во­вал фп. ме­ха­ни­ку). В нач. 19 в. по­дол­гу ра­бо­тал в др. стра­нах (в т. ч. в Рос­сии в 1802–1803, 1806). В 1810 вновь в Анг­лии, из­ред­ка вы­ез­жал за пре­де­лы стра­ны, ди­ри­жи­руя соб­ст­вен­ны­ми сим­фо­нич. про­из­ве­де­ниями. Один из ос­но­ва­те­лей и ди­ри­жёр (1813–24) Фи­лар­мо­нич. об-ва в Лон­до­не.

К.-ком­по­зи­тор, опи­ра­ясь на дос­ти­же­ния итал. шко­лы (Д. Скар­лат­ти, П. Па­ра­ди­зи), И. К. Ба­ха и К. Ф. Э. Ба­ха, спо­соб­ст­во­вал ут­вер­жде­нию клас­сич. со­на­ты. Боль­шин­ст­во из 58 его фп. со­нат со­стоят из 3 час­тей (с раз­вёр­ну­тым фи­на­лом, пре­им. в фор­ме рон­до); от­ли­ча­ют­ся бо­гат­ст­вом ме­ло­ди­ко-те­ма­тич. ма­те­риа­ла, раз­но­об­ра­зи­ем и но­виз­ной фп. фак­ту­ры, ин­те­рес­ны­ми тем­бро­вы­ми и ди­на­мич. на­ход­ка­ми. Фп. твор­че­ст­во К. ока­за­ло влия­ние на со­вре­мен­ни­ков (Й. Гайд­на, Л. ван Бет­хо­ве­на). К. при­над­ле­жат так­же мно­го­числ. фп. пье­сы др. жан­ров – валь­сы, со­на­ти­ны, этю­ды, а так­же «Му­зы­каль­ные ха­рак­те­ри­сти­ки» (сб-к пре­лю­дий и ка­ден­ций в сти­ле Й. Гайд­на, В. А. Мо­цар­та, Л. Ко­же­лу­ха и др.). В пе­да­го­гич. ре­пер­туа­ре по­ны­не со­хра­ни­лись со­на­ти­ны (ор. 36, 38) и сб-к этю­дов «Сту­пень к Пар­на­су» («Gra­dus ad Parnassum», vol. 1–3, 1817–26). Сре­ди др. со­чи­не­ний: сим­фо­нии (со­хра­ни­лись 4), увер­тю­ры; кон­церт для фп. с ор­ке­ст­ром; со­на­ты для фп. в со­про­во­ж­де­нии скрип­ки, вио­лон­че­ли или флей­ты (все­го 46), об­ра­бот­ки пе­сен раз­ных на­ро­дов. Свой ис­пол­ни­тель­ский и пе­да­го­гич. опыт К. обоб­щил в тру­де «Ру­ко­во­дство по иг­ре на фор­те­пиа­но» («Mé­thode pour le piano-forte…», 1801). Как из­да­тель пер­вым в Ве­ли­ко­бри­та­нии опуб­ли­ко­вал ряд про­из­ве­де­ний Бет­хо­ве­на.

Соч.: Кле­мен­ть­ев лег­чай­ший спо­соб вы­учить­ся иг­рать на фор­те-пия­но. [М., 1818]; Opere sinfoniche complete / Ed. P. Spada. Mil., 1975–1978; Works for pianoforte solo / Ed. N. Temperley. L., 1984–1987. Vol. 1–4; Opera omnia / Ed. A. Coen e. a. Bologna, 2000–2007–. Vol. 1–30–.

Лит.: Allorto R. Le sonate per pianoforte di M. Clementi: studio critico e catalogo temati­co. Firenze, 1959; Tyson A. Thematic catalogue of the works of M. Clementi. Tutzing, 1967; Plan­tinga L. Clementi: his life and music. L., 1977; Ни­ко­ла­ев А. М. Кле­мен­ти. М., 1983; Ste­wart-MacDonald R. H. New perspectives on the key­board sonatas of M. Clementi. Bologna, 2006.

Вернуться к началу