Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АБСТРА́КТНЫЙ ЭКСПРЕССИОНИ́ЗМ

Авторы: М. Н. Соколов
Дж. Поллок. «Конвергенция». 1952. Художественная галерея Олбрайт-Нокс (Буффало).

АБСТРА́КТНЫЙ ЭКСПРЕССИОНИ́ЗМ, раз­но­вид­ность аб­ст­рак­цио­низ­ма, сфор­ми­ро­вав­шая­ся в жи­во­пи­си и гра­фи­ке США в 1940-х гг. Вы­де­ля­лась ма­не­рой пись­ма круп­ным, сво­бод­ным маз­ком. Ре­шаю­щее воз­дей­ст­вие на воз­ник­но­ве­ние А. э. ока­зал сюр­реа­лизм с его ин­те­ре­сом к ав­то­ма­ти­че­ско­му пись­му, как бы не­по­сред­ст­вен­но воз­ни­каю­ще­му из глу­бин под­соз­на­ния. Сло­жи­лось два гл. ва­ри­ан­та А. э.: жи­во­пись дей­ст­вия (action painting; по­лот­на Дж. Пол­ло­ка, В. Д. Ку­нин­га, Ф. Клай­на, на­пи­сан­ные раз­ма­ши­сто и спон­тан­но, по­рой с пре­вра­ще­ни­ем са­мо­го ак­та соз­да­ния кар­ти­ны в свое­об­раз­ный хеп­пе­нинг) и жи­во­пись цве­то­вых по­лей (colour field pain­ting; кар­ти­ны М. Рот­ко, Б. Нью­ме­на, Э. Рейн­хард­та, опе­ри­рую­щие круп­ны­ми зо­на­ми, за­кра­шен­ные ров­ным или то­наль­но варь­и­рую­щим­ся цве­том). Осо­бую об­ласть со­ста­ви­ли про­из­ве­де­ния под­чёрк­ну­то зна­ко­вые, или «ие­рог­ли­фи­че­ские», с бо­лее чёт­ким сим­во­ли­че­ски-фа­буль­ным, ино­гда ал­ле­го­рич. на­ча­лом (про­из­ве­де­ния А. Гот­ли­ба, У. Ба­зио­те­са, А. Гор­ки, М. То­би). Ев­ропейскими ана­ло­га­ми А. э. яви­лись ин­фор­мель и та­шизм.

Лит.: Sandler I. The triumph of american painting, a history of abstract expressionism. N. Y., 1977; Guilbaut S. How New York stole the idea of modern art: abstract expressio­nism, freedom and cold war. Chi., 1983; Abstract expressionism. A critical record. Camb.; N. Y., 1990.

Вернуться к началу