АКЦИОНИ́ЗМ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АКЦИОНИ́ЗМ (от лат. actio – действие) (искусство действия), направление в авангардизме, заменяющее традиционное предметное произведение инсценированными событиями и процессами, происходящими в реальном пространстве и времени. Предпосылки А. намечались всякий раз, когда худож. творчество оказывалось в эпицентре обществ. внимания, стимулируя активный диалог с публикой (напр., на вернисажах или разл. театрализованных празднествах). Однако окончательно оно выделилось в самостоят. явление лишь в 1910-е гг. – в дадаизме и близких ему течениях (в т. ч. в нарочито эпатажных акциях рос. футуристов), получив новую популярность в поп-арте и концептуальном искусстве сер. 20 в.; в США – композитор Дж. Кейдж и худ. А. Капроу; в Европе – Г. Мацюнас, В. Фостель, Й. Бойс, связанные с теорией и практикой флюксуса, а также И. Кляйн. Гл. разновидностями А. стали в этот период хеппенинг и перформанс, оказавшие большое воздействие на эксперим. театр. Особенно шокирующий характер приобрёл венский А., проникнутый мотивами насилия и смерти (Г. Нитш, Р. Шварцкоглер и др.). В рос. А. кон. 20 в., оформившемся в рамках «неофициального искусства», первоначально доминировали созерцательно-филос. настроения («коллективные действия» одноим. группы под рук. А. В. Монастырского), с начала перестройки в нём возобладали политически-«провокационные» (группа «ЭТИ-Экспроприация территории искусства») или иронически-пародийные (группа «Митьки») черты.