Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КЛЯЙН КЛЕЙН ИВ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 14. Москва, 2009, стр. 328

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:


    Книжная версия:



    Электронная версия:

Авторы: М. Л. Ковальков

КЛЯЙН, Клейн (Klein) Ив (28.4.1928, Ниц­ца – 6.6.1962, Па­риж), франц. жи­во­пи­сец, скульп­тор. Ро­дил­ся в се­мье жи­во­пис­цев. За­ня­тия дзю­до и по­се­ще­ние Япо­нии (1952–53) вы­зва­ли у К. ин­те­рес к япон. куль­ту­ре; он из­учал так­же фи­ло­со­фию Г. Баш­ля­ра

 >>
, тео­соф­ское уче­ние ро­зен­крей­це­ров, из­ло­жен­ное в «Кос­мо­го­нии» М. Эн­де­ля (по­сле­до­ва­те­ля Р. Штей­не­ра). Всё это оп­ре­де­ли­ло его ори­ги­наль­ную кон­цеп­цию ху­дож. твор­че­ст­ва как поч­ти ал­хими­че­ско­го по­ис­ка пер­во­эле­мен­тов – уни­вер­са­лий, кон­цен­три­рую­щих в се­бе смысл пре­крас­но­го. Пер­во­на­чаль­но К. экс­пе­ри­мен­ти­ро­вал с чис­ты­ми цве­та­ми (зе­лё­ным, оран­же­вым, жёл­тым и др.) для вы­яв­ле­ния за­ло­жен­ных в них пси­хо­ло­гич. ас­со­циа­ций (се­рии «Мо­но­хро­мы», 1955–62). По­сле по­езд­ки в 1957 в Ас­си­зи и изу­че­ния фре­сок Джот­то
 >>
от­да­вал пред­поч­те­ние си­не-го­лу­бо­му цве­ту, в по­ни­ма­нии К. – жи­во­му уни­вер­саль­но­му сим­во­лу Все­лен­ной, бес­пре­дель­но­сти не­ба и мо­ря [«Си­ний мо­но­хром» («IKB-3»), 1960, Нац. му­зей совр. иск-ва, Па­риж]. Хи­мич. кра­соч­ный со­став раз­ра­ботан­но­го им си­не­го цве­та, на­зван­но­го Interna­tional Klein Blue (IKB) и став­ше­го центр. эле­мен­том его ху­дож. сис­те­мы, был за­па­тен­то­ван в 1960. К. экс­пе­ри­мен­ти­ро­вал с IKB, на­сы­щая им разл. пред­ме­ты, рас­те­ния, рас­кра­ши­вая гип­со­вые слеп­ки из­ве­ст­ных скульп­тур, а так­же че­ло­ве­че­ское те­ло – напр., в се­рии «Ан­тро­по­мет­рии» (1960–62), фик­си­ро­вав­шей на хол­сте от­пе­чат­ки об­на­жён­ной мо­де­ли, по­лу­чен­ные в хо­де пер­фор­ман­са
 >>
.

И. Кляйн. «Умирающий раб». Гипсовый слепок одноимённой скульптуры Микеланджело (мрамор, 1513, Лувр, Париж), раскраска IKB (International Klein Blue). 1962. Национальный музей современного искусства (П...

Во мно­гих про­ек­тах К. пы­тал­ся пре­об­ра­зо­вать и уни­фи­ци­ро­вать ок­ру­жаю­щее про­стран­ст­во «кон­такт­ным» воз­дей­ст­ви­ем IKB. Пред­ва­рит. ито­гом эво­лю­ции «кон­такт­ной тех­ни­ки» бы­ла се­рия из 200 скульп­тур-гу­бок (1958–62, Нац. му­зей совр. иск-ва, Па­риж, и др.), где цвет как бы об­ре­та­ет собств. ма­те­ри­аль­ную фор­му, ста­но­вит­ся ав­то­ном­ным пред­ме­том в про­стран­ст­ве. Др. на­прав­ле­ни­ем экс­пе­ри­мен­тов К. бы­ла ра­бо­та со «сти­хия­ми» (ог­нём, во­дой, воз­ду­хом, зем­лёй) и их от­пе­чат­ка­ми на пред­ме­тах – в се­ри­ях «Кос­мо­го­нии» (1960–61) и «Жи­во­пись ог­ня» (1961); в этой по­след­ней К. пы­тал­ся управ­лять си­лой пла­ме­ни го­ряще­го га­за в его воз­дей­ст­вии на кар­тон, холст и бу­ма­гу так­же в рам­ках пер­фор­ман­са, а не­пред­ска­зуе­мость ре­зуль­та­тов от­ве­ча­ла ра­ди­каль­но­му уст­рем­ле­нию к спон­тан­но­сти. Сим­во­лизм цве­та по­слу­жил те­мой для ком­по­зи­ций-трип­ти­хов, со­став­лен­ных из 3 пер­во­эле­мен­тов его сис­те­мы (зо­ло­та, IKB и ро­зо­во­го пиг­мен­та), – «Здесь по­хо­ро­не­но про­стран­ст­во» (1960, Нац. му­зей совр. иск-ва, Па­риж) и др.

Один из гл. про­та­го­ни­стов ху­дож. аван­гар­диз­ма сер. 20 в., К. ра­ди­каль­но пе­ре­ос­мыс­лил по­ня­тие «про­из­ве­де­ние иск-ва», со­от­но­ше­ние ху­дож­ни­ка, ми­ра, ре­аль­но­сти. Под его влия­ни­ем в 1960 во Фран­ции поя­ви­лось дви­же­ние «но­вый реа­лизм» (Ар­ман

 >>
, Ж. Вил­лег­ле, М. Рэйсс, Се­зар, Н. де Сен-Фаль
 >>
, Д. Спо­эр­ри, Ж. Тен­ге­ли).

Соч.: Selected writings. L., 1974.

Лит.: Restany P. Y. Klein. N. Y., 1992; Stich S. Y. Klein. L., 1994; Wei­te­meier H. Y. Klein. Köln, 1995; Charlet N. Y. Klein. P., 2000; Kahn A. Y. Klein: le maître du bleu. P., 2000; Génévrier-Tausti T. L’envol d’Y. Klein: l’ori­gine d’une légende. P., 2006.

Вернуться к началу