Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КЛЯЙН КЛЕЙН ИВ

Авторы: М. Л. Ковальков
И. Кляйн. «Умирающий раб». Гипсовый слепок одноимённой скульптуры Микеланджело (мрамор, 1513, Лувр, Париж), раскраска IKB (International Klein Blue). 1962. Национальный музей современного искусства (П...

КЛЯЙН, Клейн (Klein) Ив (28.4.1928, Ниц­ца – 6.6.1962, Па­риж), франц. жи­во­пи­сец, скульп­тор. Ро­дил­ся в се­мье жи­во­пис­цев. За­ня­тия дзю­до и по­се­ще­ние Япо­нии (1952–53) вы­зва­ли у К. ин­те­рес к япон. куль­ту­ре; он из­учал так­же фи­ло­со­фию Г. Баш­ля­ра, тео­соф­ское уче­ние ро­зен­крей­це­ров, из­ло­жен­ное в «Кос­мо­го­нии» М. Эн­де­ля (по­сле­до­ва­те­ля Р. Штей­не­ра). Всё это оп­ре­де­ли­ло его ори­ги­наль­ную кон­цеп­цию ху­дож. твор­че­ст­ва как поч­ти ал­хими­че­ско­го по­ис­ка пер­во­эле­мен­тов – уни­вер­са­лий, кон­цен­три­рую­щих в се­бе смысл пре­крас­но­го. Пер­во­на­чаль­но К. экс­пе­ри­мен­ти­ро­вал с чис­ты­ми цве­та­ми (зе­лё­ным, оран­же­вым, жёл­тым и др.) для вы­яв­ле­ния за­ло­жен­ных в них пси­хо­ло­гич. ас­со­циа­ций (се­рии «Мо­но­хро­мы», 1955–62). По­сле по­езд­ки в 1957 в Ас­си­зи и изу­че­ния фре­сок Джот­то от­да­вал пред­поч­те­ние си­не-го­лу­бо­му цве­ту, в по­ни­ма­нии К. – жи­во­му уни­вер­саль­но­му сим­во­лу Все­лен­ной, бес­пре­дель­но­сти не­ба и мо­ря [«Си­ний мо­но­хром» («IKB-3»), 1960, Нац. му­зей совр. иск-ва, Па­риж]. Хи­мич. кра­соч­ный со­став раз­ра­ботан­но­го им си­не­го цве­та, на­зван­но­го Interna­tional Klein Blue (IKB) и став­ше­го центр. эле­мен­том его ху­дож. сис­те­мы, был за­па­тен­то­ван в 1960. К. экс­пе­ри­мен­ти­ро­вал с IKB, на­сы­щая им разл. пред­ме­ты, рас­те­ния, рас­кра­ши­вая гип­со­вые слеп­ки из­ве­ст­ных скульп­тур, а так­же че­ло­ве­че­ское те­ло – напр., в се­рии «Ан­тро­по­мет­рии» (1960–62), фик­си­ро­вав­шей на хол­сте от­пе­чат­ки об­на­жён­ной мо­де­ли, по­лу­чен­ные в хо­де пер­фор­ман­са.

Во мно­гих про­ек­тах К. пы­тал­ся пре­об­ра­зо­вать и уни­фи­ци­ро­вать ок­ру­жаю­щее про­стран­ст­во «кон­такт­ным» воз­дей­ст­ви­ем IKB. Пред­ва­рит. ито­гом эво­лю­ции «кон­такт­ной тех­ни­ки» бы­ла се­рия из 200 скульп­тур-гу­бок (1958–62, Нац. му­зей совр. иск-ва, Па­риж, и др.), где цвет как бы об­ре­та­ет собств. ма­те­ри­аль­ную фор­му, ста­но­вит­ся ав­то­ном­ным пред­ме­том в про­стран­ст­ве. Др. на­прав­ле­ни­ем экс­пе­ри­мен­тов К. бы­ла ра­бо­та со «сти­хия­ми» (ог­нём, во­дой, воз­ду­хом, зем­лёй) и их от­пе­чат­ка­ми на пред­ме­тах – в се­ри­ях «Кос­мо­го­нии» (1960–61) и «Жи­во­пись ог­ня» (1961); в этой по­след­ней К. пы­тал­ся управ­лять си­лой пла­ме­ни го­ряще­го га­за в его воз­дей­ст­вии на кар­тон, холст и бу­ма­гу так­же в рам­ках пер­фор­ман­са, а не­пред­ска­зуе­мость ре­зуль­та­тов от­ве­ча­ла ра­ди­каль­но­му уст­рем­ле­нию к спон­тан­но­сти. Сим­во­лизм цве­та по­слу­жил те­мой для ком­по­зи­ций-трип­ти­хов, со­став­лен­ных из 3 пер­во­эле­мен­тов его сис­те­мы (зо­ло­та, IKB и ро­зо­во­го пиг­мен­та), – «Здесь по­хо­ро­не­но про­стран­ст­во» (1960, Нац. му­зей совр. иск-ва, Па­риж) и др.

Один из гл. про­та­го­ни­стов ху­дож. аван­гар­диз­ма сер. 20 в., К. ра­ди­каль­но пе­ре­ос­мыс­лил по­ня­тие «про­из­ве­де­ние иск-ва», со­от­но­ше­ние ху­дож­ни­ка, ми­ра, ре­аль­но­сти. Под его влия­ни­ем в 1960 во Фран­ции поя­ви­лось дви­же­ние «но­вый реа­лизм» (Ар­ман, Ж. Вил­лег­ле, М. Рэйсс, Се­зар, Н. де Сен-Фаль, Д. Спо­эр­ри, Ж. Тен­ге­ли).

Соч.: Selected writings. L., 1974.

Лит.: Restany P. Y. Klein. N. Y., 1992; Stich S. Y. Klein. L., 1994; Wei­te­meier H. Y. Klein. Köln, 1995; Charlet N. Y. Klein. P., 2000; Kahn A. Y. Klein: le maître du bleu. P., 2000; Génévrier-Tausti T. L’envol d’Y. Klein: l’ori­gine d’une légende. P., 2006.

Вернуться к началу