КЛЯЙН КЛЕЙН ИВ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КЛЯЙН, Клейн (Klein) Ив (28.4.1928, Ницца – 6.6.1962, Париж), франц. живописец, скульптор. Родился в семье живописцев. Занятия дзюдо и посещение Японии (1952–53) вызвали у К. интерес к япон. культуре; он изучал также философию Г. Башляра, теософское учение розенкрейцеров, изложенное в «Космогонии» М. Энделя (последователя Р. Штейнера). Всё это определило его оригинальную концепцию худож. творчества как почти алхимического поиска первоэлементов – универсалий, концентрирующих в себе смысл прекрасного. Первоначально К. экспериментировал с чистыми цветами (зелёным, оранжевым, жёлтым и др.) для выявления заложенных в них психологич. ассоциаций (серии «Монохромы», 1955–62). После поездки в 1957 в Ассизи и изучения фресок Джотто отдавал предпочтение сине-голубому цвету, в понимании К. – живому универсальному символу Вселенной, беспредельности неба и моря [«Синий монохром» («IKB-3»), 1960, Нац. музей совр. иск-ва, Париж]. Химич. красочный состав разработанного им синего цвета, названного International Klein Blue (IKB) и ставшего центр. элементом его худож. системы, был запатентован в 1960. К. экспериментировал с IKB, насыщая им разл. предметы, растения, раскрашивая гипсовые слепки известных скульптур, а также человеческое тело – напр., в серии «Антропометрии» (1960–62), фиксировавшей на холсте отпечатки обнажённой модели, полученные в ходе перформанса.
Во многих проектах К. пытался преобразовать и унифицировать окружающее пространство «контактным» воздействием IKB. Предварит. итогом эволюции «контактной техники» была серия из 200 скульптур-губок (1958–62, Нац. музей совр. иск-ва, Париж, и др.), где цвет как бы обретает собств. материальную форму, становится автономным предметом в пространстве. Др. направлением экспериментов К. была работа со «стихиями» (огнём, водой, воздухом, землёй) и их отпечатками на предметах – в сериях «Космогонии» (1960–61) и «Живопись огня» (1961); в этой последней К. пытался управлять силой пламени горящего газа в его воздействии на картон, холст и бумагу также в рамках перформанса, а непредсказуемость результатов отвечала радикальному устремлению к спонтанности. Символизм цвета послужил темой для композиций-триптихов, составленных из 3 первоэлементов его системы (золота, IKB и розового пигмента), – «Здесь похоронено пространство» (1960, Нац. музей совр. иск-ва, Париж) и др.
Один из гл. протагонистов худож. авангардизма сер. 20 в., К. радикально переосмыслил понятие «произведение иск-ва», соотношение художника, мира, реальности. Под его влиянием в 1960 во Франции появилось движение «новый реализм» (Арман, Ж. Виллегле, М. Рэйсс, Сезар, Н. де Сен-Фаль, Д. Споэрри, Ж. Тенгели).