ПЕРФО́РМАНС
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПЕРФО́РМАНС (англ. performance – представление, выступление, спектакль, игра), тяготеющее к акционизму направление современного искусства, а также представление, созданное в рамках этого направления. П. может совмещать в себе элементы изобразит. иск-ва, театра, танца, музыки, видео, кино (др. назв. П. – театр визуальных искусств). Для П. характерно отсутствие твёрдой лит. основы, импровизац. характер действия и нередко однократность показа. П. обычно имеет законченную структуру, но предусмотрен и элемент случайности, связанный с возможным участием публики. Т. н. перформер не просто автор и исполнитель худож. произведения, но и организатор общественно значимого события; П. – не худож. объект, а процесс реализации игры, он не исполняется, но происходит; зритель – участник, свидетель, а иногда и соавтор. Перформер может представать в качестве рассказчика, художника, танцовщика и т. п.; в отличие от актёра, он выступает от своего имени. П. разыгрывается в принципиально нетеатральном пространстве: чаще всего на выставочных площадках (в музеях, худож. галереях, быв. индустриальных цехах и др.). От хеппенинга П. отличается большей организованностью (срежиссированностью) действия, пространственной замкнутостью, ограниченностью числа участников.
Понятие «П.» возникло в среде амер. худож. авангарда в кон. 1950-х гг. для обозначения особого вида творчества – «живого (или прямого) иск-ва» (liveart, directart), т. е. выхода художника в жизненную среду, его непосредств. контакта с публикой. Форма П. особенно широко практиковалась в 1960–70-е гг., однако она складывалась на протяжении предшествующих десятилетий. Элементы акционизма, усвоенные впоследствии П. (групповые выступления перед публикой, короткие театральные импровизации и др.), можно найти уже в деятельности мастеров футуризма, дадаизма и сюрреализма, художников и поэтов русского авангардизма 1-й четв. 20 в., в театральных представлениях Баухауза, а также в таких направлениях 1950-х – нач. 1960-х гг., как кинетическое искусство, абстрактный экспрессионизм, флюксус, в некоторых акциях амер. поп-арта и франц. группы «нового реализма».
Диапазон П. весьма широк – от эксгибиционистских и садомазохистских действий группы «Венских акционистов», художников боди-арта до чисто интеллектуальных демонстраций концептуального искусства. П. может быть приурочен к празднованию памятных историч. событий, преследовать рекламные цели (предварять открытие театрального фестиваля или презентацию новой книги), привлекать внимание к социальным проблемам или служить самовыражению художника и т. д. К видным мастерам П. относятся: Марина Абрáмович (Нидерланды), Гилберт и Джордж (Великобритания), Б. Науман, В. Аккончи, Л. Андерсон (США), Р. Хорн, Й. Бойс (Германия) и др. П. оказал заметное влияние на т. н. визуальный (или пластический) театр и совр. хореографию, прежде всего contemporary dance (П. Бауш, С. Вальц, А. Прельжокаж и др.) и япон. танцевальное направление буто. К П. обращались Е. Гротовский, амер. режиссёр Р. Шехнер и др. В России получили известность П. моск. группы художников и поэтов «Коллективные действия» (руководитель А. В. Монастырский), муз. группы «Поп-механика» и её лидера С. А. Курёхина, Рус. инженерного театра «АХЕ», Формального театра А. А. Могучего (все – в С.-Петербурге), Д. А. Пригова, С. Литвак, О. Б. Кулика.
В муз. иск-ве П. – одна из альтернативных форм музицирования, противостоящая традиц. концертированию с его разграничением категорий автора, опуса, исполнителя и слушателя. К П. близок т. н. инструментальный театр (элементы театрализации в муз. произведении: хождение музыкантов по сцене, словесные реплики и т. п.) и др. Образуя концептуальный синтез со словом, театром, акустич. пространством («4′ 33″» Дж. Кейджа, 1952) и т. п., муз. П. может включать в действие предметы (т. н. арт-медиа-объекты), инсталляции, средства мультимедиа (электронные и компьютерные технологии), оперировать с муз. инструментами как с театральными персонажами, взаимодействовать с окружающей средой (т. н. энвайронмент), задействовать транспортные средства («Вертолётно-струнный квартет» К. Штокхаузена, 1992, исполнен в 1995; включён в оперу «Среда» из гепталогии «Свет. Семь дней недели»). Саунд-перформансы нередко сопровождают худож. инсталляции, кинетич. объекты (рос. музыканты В. И. Мартынов, С. А. Загний, И. Г. Соколов), входят в программы чтецов лит. текстов. Худож. смысл образуется на стыке музыкальной и внемузыкальной сфер; муз. структура может диктоваться внемузыкальными законами. Среди авторов муз. П. также М. Кагель; М. Фелдман, Ф. Ржевски (США); Ф. К. Караев, В. А. Екимовский, П. В. Карманов, И. Р. Юсупова, А. М. Бакши (Россия).