ПРЕЛЬЖОКА́Ж АНЖЕЛЕН
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПРЕЛЬЖОКА́Ж (Preljocaj) Анжелен (р. 19.1.1957, Париж), франц. танцовщик и хореограф. Из семьи алб. беженцев из Югославии. В 1970-х гг. обучался классич. танцу, затем современному в «Схола канторум» (Париж). В 1980 стажировался в Нью-Йорке у М. Каннингема и З. Ромметт. В 1981 вернулся во Францию; работал в труппе К. Руйе, позднее в Нац. центре совр. танца в Анже. В 1982 танцовщик труппы Д. Багуэ в Монпелье, где начал пробовать силы как постановщик; в дек. 1984 основал собств. труппу «Компания Прельжокажа» (с 1986 в пригороде Парижа – Шампиньи-сюр-Марн). Постановки на музыку И. С. Баха, К. Бальбатра и Г. Пёрселла («Белые слёзы»), Л. ван Бетховена («Жуткие страхи»; обе 1985), М. Ханна («Нашим героям», 1986), Дж. Лури («Маленькая движущаяся салфетка», 1987). В 1987–88 в Японии изучал театр но. В 1989 его труппа получила статус Нац. хореографич. центра Шампиньи-сюр-Марн и Валь-де-Марн. Тогда же П. впервые обратился к репертуару Русских сезонов С. П. Дягилева, создав свою версию «Свадебки» И. Ф. Стравинского. В 1990 для Лионской биеннале танца поставил балет «Горькая Америка» на музыку Л. Птигана, а для Лионской оперы – футуристич. версию балета «Ромео и Джульетта» на музыку С. С. Прокофьева. С 1993 тесно сотрудничает с Парижской оперой, где показал свои «дягилевские» балеты («Парад» Э. Сати, «Призрак Розы» на музыку К. М. фон Вебера, «Свадебка»; все 1993), а также поставил балеты на музыку В. А. Моцарта («Парк», 1994), Г. Вейводы («Казанова», 1998), М. Ланца («Сон Медеи», 2004), Б. Мантовани («Сиддхартха», 2011) и др. В 1995 его компания получила назв. «Балет Прельжокажа» и переехала в Шатоваллон, близ Тулона; с 1996 Нац. хореографич. центр Экс-ан-Прованса.
Один из крупнейших представителей «нового французского танца», возникшего в 1970–80-х гг. и определившего пути развития совр. франц. хореографии, П. базируется на неоклассич. танце, обогащая его разл. совр. техниками. Яркие и чувственные дуэты из его постановок часто продолжают жить как самостоят. миниатюры и концертные номера. Среди др. постановок: «Благовещение» на музыку С. Роя и А. Вивальди (1995), «Кентавры» на музыку Д. Лигети (1998), «Никто не женится на медузах» (1999), «Весна священная» И. Ф. Стравинского и «Вертолёт» на музыку К. Штокхаузена (обе 2001), «Околожизненный опыт» на музыку франц. электронной группы «Air» (2003), «Четыре сезона» на музыку Вивальди (2005), «Ночи» на сборную музыку (2013), «Empty moves (parts I, II & II)» на музыку Дж. Кейджа (2014). Спектакли П. входят в репертуар крупнейших театров мира, в т. ч. моск. Большого театра («А дальше – тысячелетие покоя» Л. Гарнье, 2010) и Мариинского театра («Парк» на музыку В. А. Моцарта, 2011).