ЛИХТЕНСТА́ЙН РОЙ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛИХТЕНСТА́ЙН (Lichtenstein) Рой (27 или 28.10.1923, Нью-Йорк – 29.9.1997, там же), амер. живописец, график и скульптор. С 1940 учился в Ун-те штата Огайо (Колумбус), где в 1949 (после прохождения воен. службы) получил диплом магистра изящных искусств. В работах 1950-х гг. романтич. и героич. темы амер. живописи 19 в. иронически представлены в стилистике, заимствованной из абстрактного экспрессионизма, живописи П. Пикассо, П. Клее, В. В. Кандинского, Х. Миро. С 1961 обратился к изобразит. идиомам массовой культуры (газетная реклама, карикатура и особенно комиксы), став одним из лидеров амер. поп-арта. Как правило, из ленты комикса Л. выхватывал наиболее драматич. сюжетный момент («Безысходность», 1963, Худож. музей, Базель; «Когда я открыл огонь», 1964, Стеделейкмюсеум, Амстердам; «Тонущая девушка», 1966, Музей совр. иск-ва, Нью-Йорк, и др.). Копируя в увеличенном масштабе фрагмент комикса, Л. выводил на первый план технич. средства изображения (печатный растр, однотонные плоскости цвета, утолщённые линии рисунка и т. п.). Маленькая картинка переводилась на холст с помощью диапроектора, который, наподобие лупы, открывал незаметные глазу детали. В итоге возникал эффект двойного кодирования: мимикрия под банальный образ сопровождалась анализом его технологии.
В печатной графике Л. имперсональный, механистич. характер изображения усиливается характерной для рекламы техникой офсетной печати («Нога и рука», 1962). С 1964 стал применять типичную для поп-арта технику трафаретной печати на холсте или на синтетич. материале. В сер. 1960-х гг. тематика работ Л. расширилась: появились близкие к абстракции воображаемые пейзажи, серии пародийных переработок (в манере комиксов) произведений известных художников и пародий на стилистику кубизма, ар деко, футуризма, сюрреализма, абстрактного экспрессионизма («Большая живопись», 1965, «Обманка с кистью и головой из картины Леже», 1973, обе – в частных собраниях). В скульптурных работах типичные мотивы живописи и графики Л. претворялись в объёмных металлич. и керамич. объектах («Взрыв № 1», 1965, Музей Людвига, Кёльн).