КО́МИКС
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КО́МИКС (англ. comics; мн. ч. от comic – комический, смешной), серия рисунков с кратким текстом, образующих связное повествование. Предшественники К. – серии гравюр (ксилографий) назидательного либо религ. содержания (с кон. 15 в., преим. в Германии), более поздние тематич. серии (в т. ч. циклы социальных и политич. карикатур) 17 – нач. 19 вв. в Нидерландах, Франции (Ж. Калло), Великобритании (У. Хогарт, Т. Роулендсон), Испании (Ф. Гойя) и России, а также рисунки («истории в картинках»), которые создавали в 19 в. швейц. худ. Р. Тёпфер (его принято считать родоначальником совр. К.) и В. Буш. Распространение К. связано с развитием газетной индустрии в США, когда для привлечения читателей издатели стали использовать цветную печать и развлекат. иллюстрац. материал. Один из первых газетных К. – «Жёлтый паренёк» (1895, худ. Р. Ф. Аутколт); по аналогии с его названием появилось понятие «жёлтая пресса». Окончат. форму К. придал Р. Дёркс, который в 1897 применил графич. окантовку реплик персонажей. Большое влияние на К. оказал кинематограф. В США К. публиковались не только в газетах, но и в журналах, а затем стали выпускаться в виде брошюр, книг, альбомов. Сложились жанры К. – бытовой (наиболее популярны серии «Сиротка Энни», с 1924, и «Блонди», с 1930), приключенческий («Тарзан», с 1929), фантастический («Супермен», с 1938; «Бэтмен», с 1939), детективный («Дик Трейси», с 1931), анималистский («Микки Маус», с 1930), также К. ужасов, эротические, социально-критического и политич. содержания (особенно с 1960-х гг.). Наиболее известные амер. художники К. – У. Маккей, У. Дисней, Х. Фостер, У. Келли.
В Европе особое развитие получили научно-популярные К. для детей (бельг. худ. Ж. Реми, франц. и каталонский худ. К. Арнал), юмористич. К. (франц. худ. Ж. Эффель), политич. К. (дат. худ. Х. Бидструп, франц. худ. Ж. Тарди). Многие К. вошли в арсенал совр. кино и телевидения, театра и эстрады. К. относятся к области массовой культуры. Для значит. их части характерны тяготение к китчу, стремление шокировать читателя с помощью спец. приёмов – орфографич. ошибок, жаргона, сленга и т. п. Во 2-й пол. 20 в. К. стал объектом интереса художников поп-арта (Р. Лихтенстайн, Э. Уорхол и др.), которые иронически обыгрывали стилистич. особенности К. (броский локальный цвет, штампованность рисунка и т. п.).