Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КО́МИКС

Авторы: К. М. Сухоруков
Комикс. «Тарзан и дьявол-великан». 1947. Художник Дж. Марш.

КО́МИКС (англ. comics; мн. ч. от comic – ко­ми­че­ский, смеш­ной), се­рия ри­сун­ков с крат­ким тек­стом, об­ра­зую­щих связ­ное по­ве­ст­во­ва­ние. Пред­ше­ст­вен­ни­ки К.  се­рии гра­вюр (кси­ло­гра­фий) на­зи­да­тель­но­го ли­бо ре­лиг. со­дер­жа­ния (с кон. 15 в., пре­им. в Гер­ма­нии), бо­лее позд­ние те­ма­тич. се­рии (в т. ч. цик­лы со­ци­аль­ных и по­ли­тич. ка­ри­ка­тур) 17 – нач. 19 вв. в Ни­дер­лан­дах, Фран­ции (Ж. Кал­ло), Ве­ли­ко­бри­та­нии (У. Хо­гарт, Т. Ро­у­ленд­сон), Ис­па­нии (Ф. Гойя) и Рос­сии, а так­же ри­сун­ки («ис­то­рии в кар­тин­ках»), ко­то­рые соз­да­ва­ли в 19 в. швейц. худ. Р. Тёп­фер (его при­ня­то счи­тать ро­до­на­чаль­ни­ком совр. К.) и В. Буш. Рас­про­стра­не­ние К. свя­за­но с раз­ви­ти­ем га­зет­ной ин­ду­ст­рии в США, ко­гда для при­вле­че­ния чи­та­те­лей из­да­те­ли ста­ли ис­поль­зо­вать цвет­ную пе­чать и раз­вле­кат. ил­лю­ст­рац. ма­те­ри­ал. Один из пер­вых га­зет­ных К.  «Жёл­тый па­ре­нёк» (1895, худ. Р. Ф. Аут­колт); по ана­ло­гии с его на­зва­ни­ем поя­ви­лось по­ня­тие «жёл­тая прес­са». Окон­чат. фор­му К. при­дал Р. Дёркс, ко­то­рый в 1897 при­ме­нил графич. окан­тов­ку ре­п­лик пер­со­на­жей. Боль­шое влия­ние на К. ока­зал ки­не­ма­то­граф. В США К. пуб­ли­ко­ва­лись не толь­ко в га­зе­тах, но и в жур­налах, а за­тем ста­ли вы­пус­кать­ся в ви­де бро­шюр, книг, аль­бо­мов. Сло­жи­лись жан­ры К.  бы­то­вой (наи­бо­лее по­пу­ляр­ны се­рии «Си­рот­ка Эн­ни», с 1924, и «Блон­ди», с 1930), при­клю­чен­че­ский («Тар­зан», с 1929), фан­та­сти­ческий («Су­пер­мен», с 1938; «Бэт­мен», с 1939), де­тектив­ный («Дик Трей­си», с 1931), ани­мали­ст­ский («Мик­ки Ма­ус», с 1930), так­же К. ужа­сов, эро­ти­че­ские, со­ци­аль­но-кри­ти­че­ско­го и по­ли­тич. со­дер­жа­ния (осо­бен­но с 1960-х гг.). Наи­бо­лее из­вест­ные амер. ху­дож­ни­ки К.  У. Мак­кей, У. Дис­ней, Х. Фос­тер, У. Кел­ли.

В Ев­ро­пе осо­бое раз­ви­тие по­лу­чи­ли на­уч­но-по­пу­ляр­ные К. для де­тей (бельг. худ. Ж. Ре­ми, франц. и ка­та­лон­ский худ. К. Ар­нал), юмо­ри­стич. К. (франц. худ. Ж. Эф­фель), по­ли­тич. К. (дат. худ. Х. Бид­ст­руп, франц. худ. Ж. Тар­ди). Мно­гие К. во­шли в ар­се­нал совр. ки­но и те­ле­ви­де­ния, те­ат­ра и эс­т­ра­ды. К. от­но­сят­ся к об­лас­ти мас­со­вой куль­ту­ры. Для зна­чит. их час­ти ха­рак­тер­ны тя­го­те­ние к кит­чу, стрем­ле­ние шо­ки­ро­вать чи­та­те­ля с по­мо­щью спец. приё­мов – ор­фо­гра­фич. оши­бок, жар­го­на, слен­га и т. п. Во 2-й пол. 20 в. К. стал объ­ек­том ин­те­ре­са ху­дож­ни­ков поп-ар­та (Р. Лих­тен­стайн, Э. Уор­хол и др.), ко­то­рые иро­ни­че­ски обыг­ры­ва­ли сти­ли­стич. осо­бен­но­сти К. (бро­ский ло­каль­ный цвет, штам­по­ван­ность ри­сун­ка и т. п.).

Лит.: Welke M. Die Sprache der Comics. 2. Aufl. Fr./M., 1966; Feiffer J. The great co­mic book heroes. L., 1967; Daniels L. Comix: a history of comic books in America. L., 1973; Schodt F. L. Manga! Manga! The world of Japa­nese comics. N. Y., 1988; Marschall R. Ame­ricaʼs great comic-strip artists. N. Y., 1989; OʼSul­livan J. The great American comic strip: one hundred years of cartoon art. Boston, 1990; Inge M. Comics as culture. Jackson, 1990; Clark A., Clark L. Comics: an illustrated his­tory. L., 1991; Masters of American comics. New Haven; L., 2005; Carton America: comic art in the Library of Congress. N. Y., 2006.

Вернуться к началу