Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МИРО́ ХУАН

Авторы: В. А. Крючкова
Х. Миро. «Стоящая обнажённая». 1918. Музей искусств Сент-Луиса (штат Миссури, США).

МИРО́ (Miró) Ху­ан (Хо­ан; Джо­ан, Жо­ан) (20.4.1893, Бар­се­ло­на – 25.12.1983, Паль­ма, о. Маль­ор­ка), исп. (ка­та­лон­ский) жи­во­пи­сец, гра­фик, скульп­тор, ху­дож­ник-мо­ну­мен­та­лист. Учил­ся в Бар­се­ло­не в АХ («Льод­жа») у М. Ур­гел­ла и Х. Пас­ко (1907–10), в ча­ст­ной ака­де­мии Ф. Га­ли (1912–15). Один из ор­га­ни­за­то­ров «Груп­пы Кур­бе» (1918), про­ти­во­сто­яв­шей кон­сер­ва­тив­но-поч­вен­ни­че­ским тен­ден­ци­ям в ка­та­лон­ской куль­ту­ре. Ра­бо­ты М. 1915–17 от­ме­че­ны влия­ни­ем франц. фо­виз­ма («Пра­дес, де­рев­ня», 1917, Му­зей С. Гуг­ген­хей­ма, Нью-Йорк; порт­рет Э. К. Ри­кар­та, 1917, ча­ст­ное со­б­ра­ние, Чи­ка­го). С 1918 в твор­че­ст­ве М. на­чи­на­ет­ся пе­ри­од «по­эти­че­ско­го реа­лиз­ма». В пей­за­жах, на­пи­сан­ных в Мон­ро­че в лет­ние ме­ся­цы, глу­бо­кие пер­спек­ти­вы на­пол­ня­ют­ся тща­тель­но вы­пи­сан­ны­ми под­роб­но­стя­ми («Ого­род с ос­лом», 1918, Му­зей совр. иск-ва, Сток­гольм; «Ко­лея», 1918, ча­ст­ное со­б­ра­ние, Нью-Йорк).

Х. Миро. «Каталонский крестьянин с гитарой». 1924. Собрание Тиссена-Борнемисы (Мадрид).

С 1920 М. ра­бо­тал в Па­ри­же. Кар­ти­ны «Фер­ма» (1921–22, Нац. га­ле­рея иск-ва, Ва­шинг­тон), «Вспа­хан­ное по­ле» (Му­зей С. Гуг­ген­хей­ма, Нью-Йорк) и «Ка­та­лон­ский пей­заж» («Охот­ник», Му­зей совр. иск-ва, Нью-Йорк; обе 1923–24) сви­де­тель­ст­ву­ют о стре­ми­тель­ной эво­лю­ции М. от на­блю­де­ния ре­аль­но­сти к её ус­лов­но-зна­ко­во­му пре­тво­ре­нию: «сре­да оби­та­ния» че­ло­ве­ка трак­ту­ет­ся как не­глу­бо­кий слой «пе­ред­не­го пла­на», за ко­то­рым от­кры­ва­ет­ся безд­на ви­таль­ных энер­гий, тво­ря­щих ми­риа­ды био­форм. В 1924 М. сбли­зил­ся с А. Бре­то­ном, П. Элюа­ром, Л. Ара­го­ном и др. уча­ст­ни­ка­ми груп­пи­ров­ки сюр­реа­ли­стов. На его пер­вой кар­ти­не в ду­хе сюр­реа­лиз­ма – «Кар­на­вал Ар­ле­ки­на» (1924–25, Ху­дож. га­ле­рея Ол­брайт-Нокс, Буф­фа­ло) – изо­бра­же­на по­пу­ля­ция не­ве­со­мых су­ществ, про­из­воль­но ме­няю­щих свою фор­му и по­ло­же­ние в про­стран­ст­ве и упо­доб­лен­ных ко­лы­шу­щим­ся цвет­ным те­ням. В кар­ти­нах 2-й пол. 1920-х гг. («Пер­со­наж, бро­саю­щий ка­мень в пти­цу», 1926, Му­зей совр. иск-ва, Нью-Йорк; «Со­ба­ка, лаю­щая на лу­ну», 1926, Му­зей иск-ва, Фи­ла­дель­фия, и др.) скла­ды­ва­ет­ся ре­пер­ту­ар ус­той­чи­вых идео­грамм М.: зна­ки, мар­ки­рую­щие про­стран­ст­во (ус­лов­ная ли­ния го­ри­зон­та, солн­це и звёз­ды, вол­ны), и сим­во­лы-по­сред­ни­ки, осу­ще­ст­в­ляю­щие ком­му­ни­ка­цию ме­ж­ду разл. сфе­ра­ми (пти­цы, ле­ст­ни­ца, ухо­дя­щая в не­бо, глаз или ухо, че­ло­ве­че­ская фи­гу­ра с ог­ром­ны­ми сто­па­ми, при­лип­ши­ми к зем­ле, и т. п.). В «кар­ти­нах-по­эмах» 1930-х гг. из­ви­ваю­щие­ся, пет­ляю­щие по хол­сту над­пи­си про­из­ра­ста­ют из ли­ний ри­сун­ка, яв­ляя по­та­ён­ное род­ст­во сло­ва и об­раза («Лас­точ­ка-лю­бовь», 1934, Му­зей совр. иск-ва, Нью-Йорк). В 1940–41 М. ис­пол­нил се­рию гуа­шей «Со­звез­дия», став­шую од­ним из его выс­ших дос­ти­же­ний. Соз­дан­ная, по при­зна­нию М., под впе­чат­ле­ни­ем но­чи, звёзд, му­зы­ки И. С. Ба­ха и В. А. Мо­цар­та, се­рия вы­зы­ва­ет мно­же­ст­во по­этич. ас­со­циа­ций («По­лу­ноч­ная песнь со­ло­вья и ут­рен­ний дождь», 1940, ра­нее – га­ле­рея Перлс, Нью-Йорк; «Пись­ме­на и звёз­ды, влюб­лён­ные в жен­щи­ну», 1941, Ин-т ис­кусств, Чи­ка­го, и др.).

С 1944 М. за­нял­ся скульп­ту­рой и ке­ра­ми­кой (в со­труд­ни­че­ст­ве с ке­ра­ми­стом Х. Л. Ар­ти­га­сом), вдох­нов­ля­ясь ар­ха­ич. пла­сти­кой, нар. гли­ня­ной иг­руш­кой, при­чуд­ли­вы­ми тво­ре­ния­ми при­ро­ды («Жен­щи­на-на­се­ко­мое», 1968; «Пер­со­наж», 1970; «Со­звез­дие», 1971; все – ча­ст­ные со­б­ра­ния). По­верх­но­сти скульп­тур М. от­ли­ча­ют­ся бо­га­той фак­тур­ной про­ра­бот­кой, слож­ны­ми пе­ре­ли­ва­ми от­тен­ков то­ни­ро­ван­ной брон­зы, рас­пис­ной тер­ра­ко­ты, май­о­ли­ки. В скульп­тур­ных ас­самб­ла­жах М. сбли­жа­ет­ся с на­прав­ле­ни­ем поп-ар­та: «Его ве­ли­че­ст­во» (1967–1968), «Уле­таю­щая де­вуш­ка» (1968, обе – ча­ст­ные со­б­ра­ния). К мо­ну­мен­таль­но­му иск-ву М. об­ра­тил­ся с 1940-х гг. (круп­но­мас­штаб­ное на­стен­ное пан­но для оте­ля «Хил­тон» в Цин­цин­на­ти, 1947, и др.). По­се­лив­шись в г. Паль­ма (с 1956), М. вы­пол­нил за­каз на оформ­ле­ние 2 стен ком­плек­са ЮНЕСКО в Па­ри­же (1956–1958), соз­дал мо­ну­мен­таль­ные ке­ра­мич. пан­но – для Гар­вард­ско­го ун-та в США (1960–61), зда­ния Выс­шей шко­лы эко­но­мич. на­ук в Санкт-Гал­ле­не (1964), аэ­ро­пор­та в Бар­се­ло­не (1970), Стек­лян­но­го па­виль­о­на на Все­мир­ной вы­став­ке 1970 в Оса­ке, мо­ну­мен­таль­ную скульп­ту­ру «Жен­щи­на и пти­ца» для Бар­се­ло­ны (ке­ра­мич. мо­заи­ка, 1982; см. илл. к ст. Ис­па­ния) и др. В стан­ко­вой жи­во­пи­си 1950–70-х гг. М. ори­ен­ти­ру­ет­ся на пер­во­быт­ное иск-во и дет­ский ри­су­нок («Жен­щи­на пе­ред солн­цем», 1950, ча­ст­ное со­б­ра­ние; «Ка­та­лон­ский кре­сть­я­нин при све­те лу­ны», 1968, фонд Х. Ми­ро, Бар­се­ло­на). В 1975 в Бар­се­ло­не ос­но­ван фонд М.; в 1992 мас­тер­ская ху­дож­ни­ка в г. Паль­ма пре­об­ра­зо­ва­на в му­зей.

Соч.: Selected writings and interviews / Ed. M. Rowell. 2nd ed. N. Y., 1992.

Лит.: Dupin J. J. Miró. P., 1961. P., 2004; Gasch S. J. Miró. Barcelona, 1963; Las­saigne J. Miró. Lausanne, 1963; Bonnefoy Y. Miró. N. Y., 1967; Greenberg C. Miró. N. Y., 1969; Pen­rose R. Miró. L., 1970; Rowell M. Miró. N. Y., 1971; Dupin J., Catalа̀-Roca F., Prats Vallès J. Miró escultor. Barcelona, 1972; Leiris M., Mour­lot F. J. Miró: lithographe. N. Y.; Barcelona, 1972; Corredor-Matheos J., Pierre J. Céra­miques de Miró et Artigas. P., 1973; Wee­len G. Miró. 2 éd. P., 1984; Cirici A. Miró et son temps. Barcelona, 1985; Serra P. A. Miró and Mallorca. P., 1985; Miró escultor. (Cat.). Madrid, 1986; J. Miró: a retrospective. (Cat.). N. Y., 1987; Tapié M. J. Miró. 2 éd. P., 1989; Диль Г. Ми­ро. М., 1995; Malet RM. J. Mi­ró. 2 ed. Barcelona, 2003; Miro EF., Ortega Cha­pel P. Miró sculptures, 1928–1982. P., 2006.

Вернуться к началу