МИРО́ ХУАН
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МИРО́ (Miró) Хуан (Хоан; Джоан, Жоан) (20.4.1893, Барселона – 25.12.1983, Пальма, о. Мальорка), исп. (каталонский) живописец, график, скульптор, художник-монументалист. Учился в Барселоне в АХ («Льоджа») у М. Ургелла и Х. Паско (1907–10), в частной академии Ф. Гали (1912–15). Один из организаторов «Группы Курбе» (1918), противостоявшей консервативно-почвенническим тенденциям в каталонской культуре. Работы М. 1915–17 отмечены влиянием франц. фовизма («Прадес, деревня», 1917, Музей С. Гуггенхейма, Нью-Йорк; портрет Э. К. Рикарта, 1917, частное собрание, Чикаго). С 1918 в творчестве М. начинается период «поэтического реализма». В пейзажах, написанных в Монроче в летние месяцы, глубокие перспективы наполняются тщательно выписанными подробностями («Огород с ослом», 1918, Музей совр. иск-ва, Стокгольм; «Колея», 1918, частное собрание, Нью-Йорк).
С 1920 М. работал в Париже. Картины «Ферма» (1921–22, Нац. галерея иск-ва, Вашингтон), «Вспаханное поле» (Музей С. Гуггенхейма, Нью-Йорк) и «Каталонский пейзаж» («Охотник», Музей совр. иск-ва, Нью-Йорк; обе 1923–24) свидетельствуют о стремительной эволюции М. от наблюдения реальности к её условно-знаковому претворению: «среда обитания» человека трактуется как неглубокий слой «переднего плана», за которым открывается бездна витальных энергий, творящих мириады биоформ. В 1924 М. сблизился с А. Бретоном, П. Элюаром, Л. Арагоном и др. участниками группировки сюрреалистов. На его первой картине в духе сюрреализма – «Карнавал Арлекина» (1924–25, Худож. галерея Олбрайт-Нокс, Буффало) – изображена популяция невесомых существ, произвольно меняющих свою форму и положение в пространстве и уподобленных колышущимся цветным теням. В картинах 2-й пол. 1920-х гг. («Персонаж, бросающий камень в птицу», 1926, Музей совр. иск-ва, Нью-Йорк; «Собака, лающая на луну», 1926, Музей иск-ва, Филадельфия, и др.) складывается репертуар устойчивых идеограмм М.: знаки, маркирующие пространство (условная линия горизонта, солнце и звёзды, волны), и символы-посредники, осуществляющие коммуникацию между разл. сферами (птицы, лестница, уходящая в небо, глаз или ухо, человеческая фигура с огромными стопами, прилипшими к земле, и т. п.). В «картинах-поэмах» 1930-х гг. извивающиеся, петляющие по холсту надписи произрастают из линий рисунка, являя потаённое родство слова и образа («Ласточка-любовь», 1934, Музей совр. иск-ва, Нью-Йорк). В 1940–41 М. исполнил серию гуашей «Созвездия», ставшую одним из его высших достижений. Созданная, по признанию М., под впечатлением ночи, звёзд, музыки И. С. Баха и В. А. Моцарта, серия вызывает множество поэтич. ассоциаций («Полуночная песнь соловья и утренний дождь», 1940, ранее – галерея Перлс, Нью-Йорк; «Письмена и звёзды, влюблённые в женщину», 1941, Ин-т искусств, Чикаго, и др.).
С 1944 М. занялся скульптурой и керамикой (в сотрудничестве с керамистом Х. Л. Артигасом), вдохновляясь архаич. пластикой, нар. глиняной игрушкой, причудливыми творениями природы («Женщина-насекомое», 1968; «Персонаж», 1970; «Созвездие», 1971; все – частные собрания). Поверхности скульптур М. отличаются богатой фактурной проработкой, сложными переливами оттенков тонированной бронзы, расписной терракоты, майолики. В скульптурных ассамблажах М. сближается с направлением поп-арта: «Его величество» (1967–1968), «Улетающая девушка» (1968, обе – частные собрания). К монументальному иск-ву М. обратился с 1940-х гг. (крупномасштабное настенное панно для отеля «Хилтон» в Цинциннати, 1947, и др.). Поселившись в г. Пальма (с 1956), М. выполнил заказ на оформление 2 стен комплекса ЮНЕСКО в Париже (1956–1958), создал монументальные керамич. панно – для Гарвардского ун-та в США (1960–61), здания Высшей школы экономич. наук в Санкт-Галлене (1964), аэропорта в Барселоне (1970), Стеклянного павильона на Всемирной выставке 1970 в Осаке, монументальную скульптуру «Женщина и птица» для Барселоны (керамич. мозаика, 1982; см. илл. к ст. Испания) и др. В станковой живописи 1950–70-х гг. М. ориентируется на первобытное иск-во и детский рисунок («Женщина перед солнцем», 1950, частное собрание; «Каталонский крестьянин при свете луны», 1968, фонд Х. Миро, Барселона). В 1975 в Барселоне основан фонд М.; в 1992 мастерская художника в г. Пальма преобразована в музей.