Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

Э́ФРОС

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 520

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Э́ФРОС Ана­то­лий Ва­силь­е­вич [наст. имя и от­че­ст­во На­тан Исае­вич (Исаа­ко­вич)] (3.7.1925, Харь­ков – 13.1.1987, Мо­ск­ва), рос. ре­жис­сёр, засл. де­ят. ис­кусств РСФСР (1976). Муж Н. А. Кры­мо­вой. В 1-й пол. 1940-х гг. учил­ся в Сту­дии при Моск. те­ат­ре имени Мос­со­ве­та. В 1950 окон­чил ГИТИС (курс Н. В. Пет­ро­ва, сре­ди пе­да­го­гов – А. Д. По­пов, М. О. Кне­бель). В 1951 в моск. те­ат­рах. В 1952–53 в Ря­зан­ском об­ла­ст­ном те­ат­ре дра­мы. С 1954 в моск. Центр. дет­ском те­ат­ре – ре­жис­сёр­ский по­черк фор­ми­ро­вал­ся в по­ста­нов­ках пьес В. С. Ро­зо­ва («В до­б­рый час!», 1954; «В по­ис­ках ра­до­сти», 1957; «Пе­ред ужи­ном», 1962), де­таль­ная раз­ра­бот­ка ро­лей со­еди­ня­лась с по­этич. лёг­ко­стью рит­мов и ми­зан­сцен. Раз­ви­тие ре­жис­су­ры шло от ли­ри­ко-ко­ме­дий­ных то­нов к дра­ма­тиз­му, от по­ис­ков прав­до­по­до­бия – к ус­лов­но­сти, ак­тив­но­му иг­ро­во­му на­ча­лу («Бо­рис Го­ду­нов» А. С. Пуш­ки­на, 1957; «Друг мой, Коль­ка!» А. Г. Хме­ли­ка, 1959). В 1963–67 гл. ре­жис­сёр Моск. те­ат­ра им. Ле­нин­ско­го ком­со­мо­ла: «В день свадь­бы» Ро­зо­ва и «104 стра­ни­цы про лю­бовь» Э. С. Рад­зин­ско­го (оба 1964), «Мой бед­ный Ма­рат» А. Н. Ар­бу­зо­ва (1965), «Чай­ка» А. П. Че­хо­ва и «Моль­ер» М. А. Бул­га­ко­ва (оба 1966). С 1967 (по­сле вы­ну­ж­ден­но­го уволь­не­ния) с груп­пой ак­тё­ров – в Моск. дра­ма­тич. те­ат­ре на Ма­лой Брон­ной: «Три се­ст­ры» Че­хо­ва (1967, но­вая ре­дак­ция 1982), «Сча­ст­ли­вые дни не­сча­ст­ли­во­го че­ло­ве­ка» (1969) и «Сказ­ки ста­ро­го Ар­ба­та» (1970) Ар­бу­зо­ва, «Ро­мео и Джуль­ет­та» (1970) и «Отел­ло» (1976) У. Шек­спи­ра, «Че­ло­век со сто­ро­ны» (1971) и «Ди­рек­тор те­ат­ра» (1984) И. М. Дво­рец­ко­го, «Брат Алё­ша» Ро­зо­ва по мо­ти­вам ро­ма­на «Бра­тья Ка­ра­ма­зо­вы» Ф. М. Дос­то­ев­ско­го (1972), «Дон Жу­ан» Моль­е­ра (1973), «Же­нить­ба» Н. В. Го­го­ля (1975), «Ме­сяц в де­рев­не» И. С. Тур­ге­не­ва (1977), «До­ро­га» В. Ба­ляс­но­го по по­эме «Мёрт­вые ду­ши» и пись­мам Го­го­ля (1979), «Про­дол­же­ние Дон Жуа­на» Рад­зин­ско­го (1979), «Ле­то и дым» Т. Уиль­ям­са (1980), «На­по­ле­он Пер­вый» Ф. Брук­не­ра (1983). Спек­так­ли в моск. те­ат­рах: «Даль­ше – ти­ши­на» В. Дель­мар (1969, Те­атр им. Мос-

со­вета), «Виш­нё­вый сад» Че­хо­ва (1975, 1985; Те­атр на Та­ган­ке), «Тар­тюф» Моль­е­ра (1981), «Жи­вой труп» Л. Н. Тол­сто­го (1982, оба – МХАТ). В 1983 вы­пус­тил «Бу­рю» Шек­спи­ра в кон­церт­ном ис­пол­не­нии (му­зы­ка Г. Пёр­сел­ла, ГМИИ, «Де­кабрь­ские ве­че­ра»; вос­ста­нов­лен в 1988). В ос­но­ве но­ва­тор­ско­го «те­ат­ра Эф­ро­са» ле­жит вне­бы­то­вой пси­хо­ло­гизм; бла­го­да­ря точ­но­му ре­жис­сёр­ско­му рас­чё­ту сло­жи­лась осо­бая сис­те­ма «пси­хо­фи­зич. взаи­мо­дей­ст­вия», где сущ­ность сце­нич. об­раза со­став­ля­ла ак­тёр­ская ин­ди­ви­ду­аль­ность (эмо­цио­наль­ная сво­бо­да, спо­соб­ность к им­про­ви­за­ции, ин­ди­ви­ду­аль­ный ри­су­нок ро­ли). С 1984 гл. ре­жис­сёр Те­ат­ра на Та­ган­ке: «На дне» М. Горь­ко­го (1984), «У вой­ны не жен­ское ли­цо» по С. А. Алек­сие­вич (1985), «Ми­зан­троп» Моль­е­ра (1986). По­ста­вил те­ле­спек­так­ли: «Все­го не­сколь­ко слов в честь гос­по­ди­на де Моль­е­ра» по «Моль­е­ру» Бул­га­ко­ва и «Дон Жуа­ну» Моль­е­ра (1973), «Стра­ни­цы жур­на­ла Пе­чо­ри­на» по ро­ма­ну «Ге­рой на­ше­го вре­ме­ни» М. Ю. Лер­мон­то­ва (1975), «Ост­ро­ва в океа­не» Э. Хе­мин­гу­эя (1978); ра­бо­тал на ра­дио («Мар­тин Иден» Дж. Лон­до­на, 1976). Мно­гие спек­так­ли Э. – од­но­го из ве­ду­щих ре­жис­сё­ров 1960–80-х гг., во­шли в «зо­ло­той фонд» рос. те­ат­ра (вме­сте с тем не­ко­то­рые из них бы­ли сня­ты с ре­пер­туа­ра в ре­зуль­та­те идео­ло­гич. дав­ле­ния). По­ста­вил филь­мы «Двое в сте­пи» (1964), «В чет­верг и боль­ше ни­ко­гда» (1978), т/ф «Та­ня» (1974). Ра­бо­тал за ру­бе­жом. С 1964 пре­по­да­вал в ГИТИСе (с пе­ре­ры­ва­ми).

Его сын – Кры­мов Дмит­рий Ана­толь­е­вич (р. 10.10.1954, Мо­ск­ва), рос. сце­но­граф, ре­жис­сёр. В 1976 окон­чил по­ста­но­воч­ный ф-т Шко­лы-сту­дии МХАТ (курс Э. П. Фре­зе). С 1976 в Те­ат­ре на Ма­лой Брон­ной, где офор­мил мн. по­ста­нов­ки от­ца. С 2004 ру­ко­во­дит ла­бо­ра­то­ри­ей в Моск. те­ат­ре «Шко­ла дра­ма­тич. ис­кус­ст­ва». С 2002 пре­по­да­ёт в РАТИ (с 2015 Рос. ин-т те­ат­раль­но­го иск-ва – ГИТИС), с 2007 там же совм. с Е. Б. Ка­мень­ко­ви­чем руко­во­дит ак­тёр­ско-ре­жис­сёр­ско-сце­но­гра­фич. ма­с­тер­ской.

Соч.: Ре­пе­ти­ция – лю­бовь моя. М., 1975; Про­фес­сия: Ре­жис­сер. М., 1979; Про­дол­же­ние те­ат­раль­но­го рас­ска­за. М., 1985; Кни­га чет­вер­тая. М., 1993.

Лит.: Сме­лян­ский А. М. Пред­ла­гае­мые об­стоя­тель­ст­ва. М., 1999; Те­атр А. Эф­ро­са. М., 2000; Бо­гда­но­ва П. Б. Ре­жис­се­ры-шес­ти­де­сят­ни­ки. М., 2010; А. Эф­рос. «Чай­ка»: Ки­но­сце­на­рий, ста­тьи, за­пис­ки ре­пе­ти­ций, до­ку­мен­ты, из днев­ни­ков и книг. СПб., 2010; А. Эф­рос. «Три се­ст­ры». СПб., 2011. Кн. 1–2; А. Эф­рос. «Тар­тюф». М., 2012. Кн. 1–2; А. Эф­рос. «Ме­сяц в де­рев­не». М., 2014.

Вернуться к началу