Э́ФРОС
-
Рубрика: Театр и кино
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
Э́ФРОС Анатолий Васильевич [наст. имя и отчество Натан Исаевич (Исаакович)] (3.7.1925, Харьков – 13.1.1987, Москва), рос. режиссёр, засл. деят. искусств РСФСР (1976). Муж Н. А. Крымовой. В 1-й пол. 1940-х гг. учился в Студии при Моск. театре имени Моссовета. В 1950 окончил ГИТИС (курс Н. В. Петрова, среди педагогов – А. Д. Попов, М. О. Кнебель). В 1951 в моск. театрах. В 1952–53 в Рязанском областном театре драмы. С 1954 в моск. Центр. детском театре – режиссёрский почерк формировался в постановках пьес В. С. Розова («В добрый час!», 1954; «В поисках радости», 1957; «Перед ужином», 1962), детальная разработка ролей соединялась с поэтич. лёгкостью ритмов и мизансцен. Развитие режиссуры шло от лирико-комедийных тонов к драматизму, от поисков правдоподобия – к условности, активному игровому началу («Борис Годунов» А. С. Пушкина, 1957; «Друг мой, Колька!» А. Г. Хмелика, 1959). В 1963–67 гл. режиссёр Моск. театра им. Ленинского комсомола: «В день свадьбы» Розова и «104 страницы про любовь» Э. С. Радзинского (оба 1964), «Мой бедный Марат» А. Н. Арбузова (1965), «Чайка» А. П. Чехова и «Мольер» М. А. Булгакова (оба 1966). С 1967 (после вынужденного увольнения) с группой актёров – в Моск. драматич. театре на Малой Бронной: «Три сестры» Чехова (1967, новая редакция 1982), «Счастливые дни несчастливого человека» (1969) и «Сказки старого Арбата» (1970) Арбузова, «Ромео и Джульетта» (1970) и «Отелло» (1976) У. Шекспира, «Человек со стороны» (1971) и «Директор театра» (1984) И. М. Дворецкого, «Брат Алёша» Розова по мотивам романа «Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевского (1972), «Дон Жуан» Мольера (1973), «Женитьба» Н. В. Гоголя (1975), «Месяц в деревне» И. С. Тургенева (1977), «Дорога» В. Балясного по поэме «Мёртвые души» и письмам Гоголя (1979), «Продолжение Дон Жуана» Радзинского (1979), «Лето и дым» Т. Уильямса (1980), «Наполеон Первый» Ф. Брукнера (1983). Спектакли в моск. театрах: «Дальше – тишина» В. Дельмар (1969, Театр им. Мос-
совета), «Вишнёвый сад» Чехова (1975, 1985; Театр на Таганке), «Тартюф» Мольера (1981), «Живой труп» Л. Н. Толстого (1982, оба – МХАТ). В 1983 выпустил «Бурю» Шекспира в концертном исполнении (музыка Г. Пёрселла, ГМИИ, «Декабрьские вечера»; восстановлен в 1988). В основе новаторского «театра Эфроса» лежит внебытовой психологизм; благодаря точному режиссёрскому расчёту сложилась особая система «психофизич. взаимодействия», где сущность сценич. образа составляла актёрская индивидуальность (эмоциональная свобода, способность к импровизации, индивидуальный рисунок роли). С 1984 гл. режиссёр Театра на Таганке: «На дне» М. Горького (1984), «У войны не женское лицо» по С. А. Алексиевич (1985), «Мизантроп» Мольера (1986). Поставил телеспектакли: «Всего несколько слов в честь господина де Мольера» по «Мольеру» Булгакова и «Дон Жуану» Мольера (1973), «Страницы журнала Печорина» по роману «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова (1975), «Острова в океане» Э. Хемингуэя (1978); работал на радио («Мартин Иден» Дж. Лондона, 1976). Многие спектакли Э. – одного из ведущих режиссёров 1960–80-х гг., вошли в «золотой фонд» рос. театра (вместе с тем некоторые из них были сняты с репертуара в результате идеологич. давления). Поставил фильмы «Двое в степи» (1964), «В четверг и больше никогда» (1978), т/ф «Таня» (1974). Работал за рубежом. С 1964 преподавал в ГИТИСе (с перерывами).
Его сын – Крымов Дмитрий Анатольевич (р. 10.10.1954, Москва), рос. сценограф, режиссёр. В 1976 окончил постановочный ф-т Школы-студии МХАТ (курс Э. П. Фрезе). С 1976 в Театре на Малой Бронной, где оформил мн. постановки отца. С 2004 руководит лабораторией в Моск. театре «Школа драматич. искусства». С 2002 преподаёт в РАТИ (с 2015 Рос. ин-т театрального иск-ва – ГИТИС), с 2007 там же совм. с Е. Б. Каменьковичем руководит актёрско-режиссёрско-сценографич. мастерской.