Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МИТТА́ АЛЕКСАНДР НАУМОВИЧ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 20. Москва, 2012, стр. 471

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Шпагин
А. Н. Митта. Кадр из фильма «Звонят, откройте дверь». 1966.

МИТТА́ (наст. фам. Ра­би­но­вич) Алек­сандр Нау­мо­вич (р. 28.3.1933, Мо­ск­ва), рос. ре­жис­сёр, засл. де­ят. ис­кус­ств РСФСР (1974), нар. арт. РФ (2004). В 1955 окон­чил Моск. ин­же­нер­но-стро­ит. ин-т им. В. В. Куй­бы­ше­ва, в 1960 – ре­жис­сёр­ский ф-т ВГИКа (мас­тер­ская М. И. Ром­ма). В сво­их пер­вых филь­мах «Друг мой, Коль­ка» (1961, совм. с А. А. Сал­ты­ко­вым) и «Без стра­ха и уп­рё­ка» (1963) в жан­ре «дет­ско­го ки­но» под­ни­мал во­прос о цен­но­сти отд. лич­но­сти. Фильм «Зво­нят, от­крой­те дверь» (1966, Гран-при Мкф в Ве­не­ции) рас­ска­зы­вал о не­за­ме­ни­мо­сти т. н. ма­лень­ких лю­дей, об­ла­даю­щих ду­хов­ной си­лой и со­хра­няю­щих нравств. стои­цизм. Даль­ней­шие ра­бо­ты М. свя­за­ны с по­ис­ком но­вых жан­ро­вых форм. Иро­нич. дра­ма «Го­ри, го­ри, моя звез­да» (1970) о ху­дож­ни­ке-идеа­ли­сте, вы­ну­ж­ден­ном ид­ти на ком­про­мисс, ста­ла од­ним из пер­вых в отеч. ки­но притч, ис­поль­зо­вав­ших «эзо­пов язык». Про­бле­ма взаи­мо­от­но­ше­ний ин­тел­ли­ген­та и вла­сти – в ос­но­ве от­кро­вен­но ус­лов­но­го ф. «Сказ про то, как царь Пётр ара­па же­нил» (по мо­ти­вам про­из­ве­де­ний А. С. Пуш­ки­на, 1976), соз­дан­но­го в сти­ле ис­то­рич. гро­те­ска. Фильм «Эки­паж» (1980), имев­ший боль­шой ус­пех в про­ка­те, впер­вые в СССР вос­про­из­вёл мо­дель гол­ли­вуд­ско­го «филь­ма-ка­та­ст­ро­фы». Экс­пе­ри­мен­таль­ным стал ф. «Сказ­ка стран­ст­вий» (1983), ре­шён­ный в жан­ре фэн­тэ­зи. Сре­ди др. филь­мов: «Точ­ка, точ­ка, за­пя­тая...» (1973), «Мо­ск­ва, лю­бовь моя» (1974), «Шаг» (1988), «За­те­рян­ный в Си­би­ри» (1991), «Рас­ка­лён­ная суб­бо­та» (2002), т/ф «Ле­бе­ди­ный рай» (2005), те­ле­се­ри­ал «Гра­ни­ца. Та­ёж­ный ро­ман» (2000; Гос. пр. РФ, 2001). Сни­мал­ся в ф. «За­ста­ва Иль­и­ча», «Июль­ский дождь». Со­ав­тор сце­на­ри­ев мно­гих сво­их филь­мов. С 1971 пре­по­да­ёт на Выс­ших кур­сах сце­на­ри­стов и ре­жис­сё­ров в Мо­ск­ве.

Соч.: Ки­но ме­ж­ду адом и ра­ем. 2-е изд. М., 2009.

Лит.: Ка­гар­лиц­кая АВ. А. Мит­та. М., 1988.

Вернуться к началу