РОММ
-
Рубрика: Театр и кино
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
РОММ Михаил Ильич [11(24).1.1901, Иркутск – 1.11.1971, Москва], рос. режиссёр, сценарист, засл. деят. искусств (1940), нар. арт. СССР (1950). В 1922–1923 учился в мастерской Л. В. Кулешова. В 1925 окончил Высший худож.-технич. ин-т (ф-т скульптуры). Начинал как сценарист («Рядом с нами», 1931, совм. с В. М. Гусевым; «Конвейер смерти», 1933, с Гусевым и И. А. Пырьевым, и др.). Как режиссёр дебютировал ф. «Пышка» по Г. де Мопассану (1934) – антибуржуазным фарсом, решённым в заострённо-плакатном ключе. Принципиально иной, строго реалистич. подход позволил приключенч. истории отряда борющихся с басмачами красноармейцев «Тринадцать» (1937) обрести черты трагедии сов. сознания, максимально готового на самопожертвование ради борьбы с врагами – даже не имеющей видимого смысла. Реалистич. составляющая превалирует и в фильмах «Ленин в 1918 году» (1939), «Русский вопрос» (1948, Гос. пр. СССР, 1948), в дилогии «Адмирал Ушаков» и «Корабли штурмуют бастионы» (1953), а в картинах «Ленин в Октябре» (1937, Гос. пр. СССР, 1941), «Человек № 217» (1945, Гос. пр. СССР, 1946, пр. Мкф в Канне), «Секретная миссия» (1950, Гос. пр. СССР, 1951) определяющим стал плакатно-гротесковый киноязык. Органическое слияние обоих авторских стилей воплощено в фильмах «Мечта» (1943) и «Убийство на улице Данте» (1956), выдержанных в жанре антибуржуазного политич. памфлета. Своеобразным манифестом нового осмысления действительности, т. н. кинематографа размышления, явился ф. «Девять дней одного года» (1962, Гос. пр. РСФСР, 1966; пр. Мкф в Карлови-Вари). В 1966 Р. поставил новаторский худож.-публицистич. ф. «Обыкновенный фашизм», где через собств. парадоксально-иронич. закадровый комментарий осмысливал трагич. историч. реальность. В ф. «И всё-таки я верю» (в 1976 закончен М. М. Хуциевым, Э. Г. Климовым и Г. Н. Лавровым) на документальном материале подняты вопросы духовного и социального движения совр. мировой цивилизации. Поставил документальные фильмы: «Владимир Ильич Ленин» (1948, совм. с В. Н. Беляевым, Гос. пр. СССР, 1949), «Кинодокументы о В. И. Ленине» (1949, совм. с М. Е. Славинской), «Живой Ленин» (1958, со Славинской). В 1942–47 работал в Театре-студии киноактёра (Москва). В 1949–71 руководил актёрско-режиссёрской мастерской ВГИКа (проф. с 1965). Среди учеников Р.: В. Ю. Абдрашитов, Т. Е. Абуладзе, Д. К. Асанова, Г. Н. Данелия, А. С. Кончаловский, А. Н. Митта, Н. С. Михалков, Г. А. Панфилов, С. А. Соловьёв, И. В. Таланкин, Анд. А. Тарковский, Г. Н. Чухрай, В. М. Шукшин. В 1985 А. Л. Цинеман снял о Р. документальный ф. «Михаил Ромм. Исповедь кинорежиссёра». Награждён орденами Ленина (1938, 1967).