ВИ́ЛЛАРТ АДРИАН
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВИ́ЛЛАРТ (Willaert) Адриан (ок. 1490, Брюгге – 7.12.1562, Венеция), нидерл. композитор. Ученик Ж. Мутона. Работал преим. в Италии, куда переехал предположительно в 1514. С 1515 певчий на службе у кардинала Ипполита д’Эсте в Ферраре, в 1518 посетил с ним Венгрию (возможно, также Польшу). С 1527 руководил капеллой собора Св. Марка в Венеции. Основоположник венецианской школы полифонической музыки, среди учеников – К. де Роре, А. Габриели, Дж. Царлино. Писал духовную (мессы, мотеты, гимны, многохорные псалмы) и светскую (мадригалы, вилланеллы, шансон, ричеркары) музыку. Осн. часть наследия составляют 175 мотетов на канонич. и свободно сочинённые лат. тексты, большая часть из них – четырёх-, пяти- и шестиголосные, 5 – семи- и восьмиголосные. В ранних мотетах, среди которых самые известные – «Christi virgo» («Дева Христова»), «Saluto te sancta virgo» («Радуйся, Святая Дева»), «Magnum hereditatis mysterium» («Великое таинство зачатия»), В. особенно много экспериментировал в области контрапункта, гармонии, муз. декламации и ритма. Так, в мотете на юмористич. текст из послания Горация «Quid ebrietas non dissignat» («К чему только ни приводит опьянение») В. последовательно обходит тональности квинтового круга (в т. ч. необычные для своего времени тональности далёких степеней родства), руководствуясь чёткой дидактической задачей – обучить музыкантов пению в чистом строе (см. Строй музыкальный). Вершина творчества В. – масштабные поздние мотеты, которые представляют собой образцы сложнейшей гомофонной и полифонической техники (опубл. в сб. «Новая музыка», 1559). Шести- и семиголосные мадригалы (из того же сборника), написанные на тексты сонетов Ф. Петрарки из кн. стихов «Канцоньере», – примеры разнообразной и детализированной трактовки поэтич. текста. По муз. стилистике мадригалы близки мотетам, и обильное использование в них приёмов имитационной полифонии затрудняет непосредственное восприятие распеваемого текста.