Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВЕНЕЦИА́НСКАЯ ШКО́ЛА

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 5. Москва, 2006, стр. 126-127

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ВЕНЕЦИА́НСКАЯ ШКО́ЛА в му­зы­ке, 1) ком­по­зи­тор­ская шко­ла, сло­жив­шая­ся в Ве­не­ции в 16 – нач. 17 вв. Пре­ем­ни­ца ни­дер­ланд­ской шко­лы; её ос­но­во­по­лож­ник – А. Вил­ларт, наи­бо­лее яр­кий пред­ста­ви­тель – Дж. Га­брие­ли. Пре­об­ла­да­ли жан­ры цер­ков­ной му­зы­ки (мес­сы, мо­те­ты, псал­мы). Мо­ну­мен­таль­но-де­ко­ра­тив­ный хо­ро­вой стиль соз­дан в рас­чё­те на уни­каль­ную аку­сти­ку со­бо­ра Св. Мар­ка – цент­ра В. ш. в 16 в. Му­зы­ке свой­ст­вен­ны кра­соч­ность, пыш­ность, при пре­об­ла­даю­щем по­ли­фо­нич. скла­де – ак­кор­до­во-гар­мо­нич. пол­но­зву­чие, кон­тра­сты зву­ко­вых масс: тут­ти хо­ра и го­ло­сов со­ли­стов, во­каль­но-ин­стру­мен­таль­но­го и чи­сто во­каль­но­го зву­ча­ния; куль­ти­ви­ро­ва­лись мно­го­хор­ность (вплоть до 4 про­стран­ст­вен­но раз­де­лён­ных хо­ров), в жан­ре мад­ри­га­ла (у К. де Ро­ре и Н. Ви­чен­ти­но) – хро­ма­ти­ка. Об­раз­цы ин­стру­мен­таль­ной му­зы­ки – мно­го­го­лос­ные кан­цо­ны А. Вил­лар­та, А. Га­брие­ли, Б. До­на­то, К. Ме­ру­ло. Зна­чи­тель­ны до­сти­же­ния в об­ла­сти ор­ган­но­го ис­пол­ни­тель­ст­ва и ком­по­зи­тор­ско­го твор­че­ст­ва (ри­чер­ка­ры Ме­ру­ло, А. и Дж. Га­брие­ли). Воз­дей­ст­вие В. ш. ис­пы­та­ли ком­по­зи­то­ры др. стран (сло­ве­нец Я. Гал­лус, нем­цы Х. Л. фон Хас­лер, И. и М. Пре­то­риу­сы, Г. Шютц). С В. ш. свя­за­на дея­тель­ность круп­ней­ше­го муз. тео­ре­ти­ка 16 в. – Дж. Цар­ли­но.

2) Опер­ная шко­ла, сло­жив­шая­ся в Ве­не­ции в 17–18 вв. Опе­ры В. ш. отли­ча­ют де­мо­кра­тизм, ори­ен­та­ция на ши­ро­кую пуб­ли­ку (ве­не­ци­ан­ские опер­ные те­ат­ры бы­ли из­на­чаль­но об­ще­дос­туп­ны), зна­чит. удель­ный вес ис­то­рич. сю­же­тов. Ос­но­во­по­лож­ник – К. Мон­те­вер­ди, сре­ди пред­ста­ви­те­лей – Ф. Ка­вал­ли, М. А. Чес­ти, Дж. Лег­рен­ци (их опе­ры – яр­кие образ­цы сти­ля ба­рок­ко), А. Ви­валь­ди, А. Каль­да­ра (как и Че­сти, ра­бо­тал так­же в Ве­не), Ф. Гас­па­ри­ни, Б. Га­луп­пи (про­сла­вил­ся в жан­ре ко­мич. оперы). Мн. пред­ста­ви­те­ли В. ш. (Ле­грен­ци, Ви­валь­ди, Т. Аль­би­но­ни, А. и Б. Мар­чел­ло) вне­сли ве­со­мый вклад в ис­то­рию ев­роп. ин­стру­мен­та­лиз­ма (в ча­стно­сти, в ис­то­рию жан­ров со­на­ты и кон­цер­та).

Лит.: Рол­лан Р. Му­зы­каль­но-ис­то­ри­че­ское на­сле­дие. М., 1987. Вып. 2: Опе­ра в XVII в. в Ита­лии, Фран­ции, Гер­ма­нии и Анг­лии; Дуб­рав­ская Т. Н. Му­зы­ка эпо­хи Воз­ро­ж­де­ния, XVI в. М., 1996. (Ис­то­рия по­ли­фо­нии. Вып. 2-Б); Бар­со­ва И. А. Очер­ки по ис­то­рии пар­ти­тур­ной но­та­ции (XVI – 1-я пол. XVIII в.). М., 1997.

Вернуться к началу