ВЕНЕЦИА́НСКАЯ ШКО́ЛА
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВЕНЕЦИА́НСКАЯ ШКО́ЛА в музыке, 1) композиторская школа, сложившаяся в Венеции в 16 – нач. 17 вв. Преемница нидерландской школы; её основоположник – А. Вилларт, наиболее яркий представитель – Дж. Габриели. Преобладали жанры церковной музыки (мессы, мотеты, псалмы). Монументально-декоративный хоровой стиль создан в расчёте на уникальную акустику собора Св. Марка – центра В. ш. в 16 в. Музыке свойственны красочность, пышность, при преобладающем полифонич. складе – аккордово-гармонич. полнозвучие, контрасты звуковых масс: тутти хора и голосов солистов, вокально-инструментального и чисто вокального звучания; культивировались многохорность (вплоть до 4 пространственно разделённых хоров), в жанре мадригала (у К. де Роре и Н. Вичентино) – хроматика. Образцы инструментальной музыки – многоголосные канцоны А. Вилларта, А. Габриели, Б. Донато, К. Меруло. Значительны достижения в области органного исполнительства и композиторского творчества (ричеркары Меруло, А. и Дж. Габриели). Воздействие В. ш. испытали композиторы др. стран (словенец Я. Галлус, немцы Х. Л. фон Хаслер, И. и М. Преториусы, Г. Шютц). С В. ш. связана деятельность крупнейшего муз. теоретика 16 в. – Дж. Царлино.
2) Оперная школа, сложившаяся в Венеции в 17–18 вв. Оперы В. ш. отличают демократизм, ориентация на широкую публику (венецианские оперные театры были изначально общедоступны), значит. удельный вес историч. сюжетов. Основоположник – К. Монтеверди, среди представителей – Ф. Кавалли, М. А. Чести, Дж. Легренци (их оперы – яркие образцы стиля барокко), А. Вивальди, А. Кальдара (как и Чести, работал также в Вене), Ф. Гаспарини, Б. Галуппи (прославился в жанре комич. оперы). Мн. представители В. ш. (Легренци, Вивальди, Т. Альбинони, А. и Б. Марчелло) внесли весомый вклад в историю европ. инструментализма (в частности, в историю жанров сонаты и концерта).