НИДЕРЛА́НДСКАЯ ШКО́ЛА
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НИДЕРЛА́НДСКАЯ ШКО́ЛА (точнее франко-фламандская школа), группа композиторов, работавших во 2-й трети 15 – конце 16 вв. Деятельность школы разворачивалась в период после арс нова до конца эпохи Возрождения. Музыканты Н. ш. имели разную этническую принадлежность, происходили из исторических областей северо-западной Европы – Геннегау, Брабанта и Фландрии (территория современной Бельгии, Северной Франции, Нидерландов). Работали они чаще не на родине, были придворными музыкантами у светской аристократии и католических иерархов (вплоть до папы Римского), руководили капеллами при соборах и церквах на территории современной Франции, Италии, Австрии, Испании, Германии. Периодизация Н. ш. восходит к австрийскому музыковеду Р. Г. Кизеветтеру (ему принадлежит и сам термин «Н. ш.»), который выделял 3 «периода расцвета» с их важнейшими представителями: это Й. Окегем, А. Вилларт и О. ди Лассо. Позднее в понятие Н. ш. музыковеды включили также раннюю «бургундскую школу» (по названию герцогства Бургундского, где служили композиторы), важнейшие представители которой – Г. Дюфаи и Ж. Беншуа. Современная наука придерживается 5-частной периодизации Н. ш., условно (в дидактических целях) выделяя границы периодов: 1420–50, 1450–85, 1485–1520, 1520–60, 1560–1600. Кроме упомянутых, к Н. ш. относят следующих крупных композиторов (в хронологическом порядке): А. Бюнуа, Л. Компер, А. Агрикола, Х. Изак, П. де ла Рю, Я. Обрехт, А. Брюмель, Н. Гомберт, Я. Аркадельт, Я. Клеменс («Климент-не-Папа»), Ч. де Роре, Ф. де Монте, Жьяш де Верт, Я. Регнарт, Дж. де Маке (Жан де Мак).
Композиторов Н. ш. объединяет стремление к разработке вокальной многоголосной музыки, прежде всего мессы (а также других форм католического ординария и проприя) и мотета – «учёного» жанра, в котором музыкальные эксперименты франкофламандцев проявили себя с наибольшей интенсивностью. В церковной полифонии Н. ш. сложился особый метод композиции, известный как строгий стиль. Композиционно-технические приёмы (особенно имитационной полифонии) распространились и на светскую музыку Ренессанса (итальянский мадригал; французские и немецкие многоголосные песни, см. в ст. Шансон). Н. ш. оказала огромное влияние на всю последующую историю музыки, оно прослеживается в сочинениях И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, С. И. Танеева, А. Веберна, И. Ф. Стравинского и многих др. известнейших композиторов.