НИДЕРЛА́НДСКАЯ ШКО́ЛА
-
Рубрика: Музыка
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НИДЕРЛА́НДСКАЯ ШКО́ЛА (точнее франко-фламандская школа), группа композиторов, работавших во 2-й трети 15 – кон. 16 вв. Деятельность школы разворачивалась в период после арс нова до конца эпохи Возрождения. Музыканты Н. ш. имели разную этнич. принадлежность, происходили из историч. областей сев.-зап. Европы – Геннегау, Брабанта и Фландрии (территория совр. Бельгии, Сев. Франции, Нидерландов). Работали они чаще не на родине, были придворными музыкантами у светской аристократии и католич. иерархов (вплоть до папы Римского), руководили капеллами при соборах и церквах на территории совр. Франции, Италии, Австрии, Испании, Германии. Периодизация Н. ш. восходит к австр. музыковеду Р. Г. Кизеветтеру (ему принадлежит и сам термин «Н. ш.»), который выделял 4 «периода расцвета» с их важнейшими представителями: это Й. Окегем, Жоскен Депре, А. Вилларт и О. ди Лассо. Позднее в понятие Н. ш. музыковеды включили также раннюю «бургундскую школу» (по назв. герцогства Бургундского, где служили композиторы), важнейшие представители которой – Г. Дюфаи и Ж. Беншуа. Совр. наука придерживается 5-частной периодизации Н. ш., условно (в дидактич. целях) выделяя границы периодов: 1420–50, 1450–85, 1485–1520, 1520–60, 1560–1600. Кроме упомянутых, к Н. ш. относят следующих крупных композиторов (в хронологич. порядке): А. Бюнуа, Л. Компер, А. Агрикола, Х. Изак, П. де ла Рю, Я. Обрехт, А. Брюмель, Н. Гомберт, Я. Аркадельт, Я. Клеменс (Клеменс «не папа»), Ч. де Роре, Ф. де Монте, Жьяш де Верт, Я. Регнарт, Дж. де Маке (Жан де Мак).
Композиторов Н. ш. объединяет стремление к разработке вокальной многоголосной музыки, прежде всего мессы (а также др. форм католич. ординария и проприя) и мотета – «учёного» жанра, в котором муз. эксперименты франкофламандцев проявили себя с наибольшей интенсивностью. В церковной полифонии Н. ш. сложился особый метод композиции, известный как строгий стиль. Композиционно-технич. приёмы (особенно имитационной полифонии) распространились и на светскую музыку Ренессанса (итал. мадригал; франц. и нем. многоголосные песни, см. в ст. Шансон). Н. ш. оказала огромное влияние на всю последующую историю музыки, оно прослеживается в сочинениях И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, С. И. Танеева, А. Веберна, И. Ф. Стравинского и мн. др. известнейших композиторов.