О́БРЕХТ ЯКОБ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
О́БРЕХТ (Obrecht, Hobrecht) Якоб (1457 или 1458, Гент, Фландрия – ок. 1.8.1505, Феррара, Италия), флам. композитор, крупный представитель нидерландской школы. В начале карьеры был близок к бургундскому двору (где работал его отец, трубач Виллем Хобрехт) и познакомился с А. Бюнуа (влияние последнего прослеживается в ранних сочинениях О.). Был учителем музыки Эразма Роттердамского и, возможно, в 1470-е гг. жил в Утрехте или Маастрихте. В 1480–1484 регент ц. Св. Гертруды в Бергене-оп-Зом (Брабант). В 1484–85 руководил певческой школой кафедрального собора в Камбре, в 1485–91 и 1498–1500 старший певчий (succentor) кафедрального собора Св. Донатиана в Брюгге. В 1487–88 совершил первую поездку ко двору герцога д’Эсте в Ферраре. Занимал руководящие муз. должности в церквах Фландрии: в 1492–97 и 1501–03 в соборе Антверпенской Богоматери, в 1497–98 в Бергене-оп-Зом. С сент. 1504 капельмейстер при дворе Эрколе I д’Эсте в Ферраре (занимал эту высокооплачиваемую должность после Жоскена Депре). Умер во время эпидемии чумы.
Как композитор О. получил широкое признание уже при жизни, восторженный отклик о его музыке оставил в нач. 1480-х гг. И. Тинкторис. Специфику его муз. стиля описал Г. Глареан в трактате «Додекахорд» (1539): в противоположность Жоскену Депре – выдающемуся новатору, страстному любителю «диковинки» (raritas), «все сочинения Обрехта отличаются дивным величием и склонностью к умеренности» (mediocritas), написаны «талантливо, но без прикрас».
Осн. часть наследия О. – 28 месс, преим. 4-голосных (ещё несколько месс совр. исследователи приписывают ему на основании текстологич. и стилистич. анализа). В качестве кантус фирмус в соответствии с традицией своего времени О. использовал общеизвестные церковные распевы (см. в ст. Григорианский хорал) и (чаще) светские песни: «Вооружённый человек» (франц. «L’homme armé»), «Злосчастная судьба» (итал. «Fortuna desperata»), «Пришло ко мне несчастье» (франц. «Malheur me bat»), «О нежная [дева] Мария» (нем. «Maria zart»), богородичный антифон «К Твоей защите [прибегаем]» (лат. «Sub tuum praesidium») и др. Из двух принадлежащих О. «Месс многих песен» (ед. ч. Missa plurimorum carminum) особенно интересна первая: в ней О. использовал муз. темы 22 сочинений др. авторов. Мессы О., образцовые с точки композиционной техники нидерл. школы, содержат широкий спектр приёмов ритмической и мелодической разработки тематич. материала (мензурализация, увеличение, сегментирование, канонич. имитация, обращение, ракоход, ракоходная инверсия). Сложности полифонической техники О. компенсируются умеренностью его гармонического языка, с явно выраженным стремлением к «ангельскому благозвучию», которое достигается соблюдением правил строгого стиля. Формализация проф. мастерства в зрелых сочинениях О. привела к чрезвычайному увеличению масштабов целого (напр., месса «Maria zart» в совр. аудиозаписи длится ок. 70 мин) и ещё большему культивированию статического «благозвучия», что затрудняет непосредственное восприятие музыки. О. – автор многоголосных сочинений на тексты оффиция (в т. ч. Магнификата и «Benedicamus») и ок. 30 мотетов, гл. обр. 4-голосных: «Радуйся, Царица» («Salve Regina»; из трёх мотетов О. на текст этого антифона наиболее известен 6-голосный), «Радуйся, Крест» («Salve crux»), «Теперь восхвалим Господа» («Laudemus nunc Dominum»), «Пощади, Господи» («Parce Domine») и др. Среди немногочисл. сохранившихся светских сочинений О. – песни на итал., франц. и флам. стихи.