Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РАКОХО́Д

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 28. Москва, 2015, стр. 202

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. П. Фраёнов
И. С. Бах. «Музыкальное приношение». Двухголосный ракоходный канон на тему Фридриха II Великого.

РАКОХО́Д, воз­врат­ное дви­же­ние (нем. Krebsgang, лат. motus cancrisans), в му­зы­ке – вос­про­из­ве­де­ние ме­ло­дии, мо­ти­ва, рит­мич. ри­сун­ка, се­рии и др. от кон­ца к на­ча­лу. В Р. мо­гут быть на­пи­са­ны: те­ма фу­ги (IV ч. Со­на­ты № 29 для фп. Л. ван Бет­хо­ве­на), один из го­ло­сов ка­но­на («Му­зы­каль­ное при­но­ше­ние» И. С. Ба­ха) и др. По­ли­фо­ни­че­ские со­еди­не­ния, пре­об­ра­зуе­мые с по­мо­щью Р., со­став­ля­ют осо­бую раз­но­вид­ность слож­но­го кон­тра­пунк­та – ра­ко­ход­ный кон­тра­пункт; по­след­ний мо­жет ком­би­ни­ро­вать­ся с др. спо­со­ба­ми по­ли­фо­ни­че­ско­го пре­об­ра­зо­ва­ния («Ludus tonalis» П. Хин­де­ми­та: По­стлю­дия – зер­каль­но-ра­ко­ход­ное про­из­вод­ное от Пре­лю­дии). Дан­ная тех­ни­ка бы­ла из­вест­на уже в ран­не­по­ли­фо­нич. эпо­ху: на­ря­ду с уве­ли­че­ни­ем, умень­ше­ни­ем и об­ра­ще­ни­ем ши­ро­ко ис­поль­зо­ва­лась мас­те­ра­ми ни­дер­ланд­ской шко­лы. Один из важ­ней­ших приё­мов се­рий­ной тех­ни­ки.

Вернуться к началу