Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СЛО́ЖНЫЙ КОНТРАПУ́НКТ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 30. Москва, 2015, стр. 453

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. П. Фраёнов

СЛО́ЖНЫЙ КОНТРАПУ́НКТ, кон­тра­пунк­ти­че­ское со­еди­не­ние ме­ло­ди­че­ских ли­ний (ме­ло­дий, «го­ло­сов»), из ко­то­ро­го про­из­во­дит­ся их но­вое со­еди­не­ние (или неск. со­еди­не­ний) с по­мо­щью из­ме­не­ния со­от­но­ше­ния ме­ло­ди­че­ских ли­ний (в от­ли­чие от про­сто­го кон­тра­пунк­та, при­ме­ни­мо­го в од­ном, дан­ном, ви­де; см. Кон­тра­пункт в 1-м зна­че­нии). Ис­ход­ное со­еди­не­ние на­зы­ва­ет­ся пер­во­на­чаль­ным, по­лу­чен­ное от его пре­об­ра­зо­ва­ния – про­из­вод­ным. Обоб­щён­ное по­ня­тие С. к. ввёл С. И. Та­не­ев. В за­ви­си­мо­сти от спо­со­ба об­ра­зо­ва­ния про­из­вод­но­го со­еди­не­ния он раз­ли­ча­ет осн. ви­ды С. к.: под­виж­ной кон­тра­пункт; кон­тра­пункт, до­пус­каю­щий уд­вое­ние; об­ра­ти­мый кон­тра­пункт. Совр. тео­рия вы­де­ля­ет осо­бые ви­ды С. к.: ра­ко­ход­ный (см. Ра­ко­ход); до­пус­каю­щий уве­ли­че­ние или умень­ше­ние. Рас­про­стра­не­но ком­би­ни­ро­ва­ние раз­ных ви­дов. Са­мые ран­ние со­хра­нив­шие­ся при­ме­ры от­но­сят­ся к 14 в. С. к. ши­ро­ко при­ме­ня­ет­ся с 15 в. и от­но­сит­ся к фун­дам. яв­ле­ни­ям по­ли­фо­нии: при­ме­ним во всех по­ли­фо­ни­че­ских фор­мах; об­на­ру­жи­ва­ет её эс­те­ти­че­ски су­ще­ст­вен­ное ка­че­ст­во – об­нов­ле­ние зву­ча­ния от­но­си­тель­но ста­биль­ных ис­ход­ных эле­мен­тов.

Лит.: Та­не­ев С. И. Под­виж­ной кон­тра­пункт стро­го­го пись­ма. М., 1959; Тю­лин Ю. Н. Ис­кус­ст­во кон­тра­пунк­та. М., 1964; Южак К. И. Не­ко­то­рые во­про­сы со­вре­мен­ной тео­рии слож­но­го кон­тра­пунк­та // Во­про­сы тео­рии и ис­то­рии эс­те­ти­ки му­зы­ки. М.; Л., 1965. Вып. 4; Фраёнов В. П. Учеб­ник по­ли­фо­нии. 3-е изд. М., 2013.

Вернуться к началу