ОБРАТИ́МЫЙ КОНТРАПУ́НКТ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ОБРАТИ́МЫЙ КОНТРАПУ́НКТ, вид сложного контрапункта, предполагающий в производном соединении обращение мелодий первоначального соединения – всех (полный), некоторых или одной (неполный О. к.). Наиболее употребителен зеркальный контрапункт – полный О. к., в производном соединении которого интервальное соотношение мелодий то же, что в первоначальном соединении, но расположение выше- и нижележащих мелодий обратное («Искусство фуги» И. С. Баха, Contrapunctus XII). Усложнение О. к. подвижным контрапунктом (напр., во многих сочинениях В. А. Моцарта) даёт следующие его разновидности: а) вертикально-обратимый контрапункт – полный (в производном соединении которого, в отличие от зеркального производного, изменяются интервальные соотношения мелодий с противоположной или прямой перестановкой) и неполный (в производном соединении то же, но не все мелодии обращены); б) горизонтально-обратимый контрапункт (изменение времени вступления мелодий относительно друг друга) – полный и неполный; в) вертикально-горизонтально-обратимый контрапункт (изменение высотного и временнóго соотношения мелодий) – полный и неполный. В полном вертикально-обратимом контрапункте интервалы первоначального соединения отличаются от интервалов производного на постоянную величину Index verticalis: Iv=–m±n, где m – интервал первоначального, n – соответствующий интервал производного соединения (знак «+» при противоположной обстановке, знак «–» при прямой). В прочих разновидностях (полный горизонтально- и вертикально-горизонтально-обратимый контрапункты, все виды неполного О. к.) зависимость такого рода неочевидна и значение передвижений легче обнаруживается сравнением итогового производного соединения не с первоначальным, а с производным в простом зеркальном или неполном О. к. (полученным без использования техники подвижного контрапункта), которое, т. о., приобретает значение вторичного первоначального. О. к. нередко комбинируется с др. видами сложного контрапункта, в частности с допускающим удвоение (2-й том «Хорошо темперированного клавира» И. С. Баха – фуга b-moll, такт 96), ракоходным («Ludus tonalis» П. Хиндемита – Прелюдия и Постлюдия). Мелодич. обновление, часто сочетаемое с контрапунктич. преобразованиями, – гл. выразит. свойство О. к., технику которого разработали мастера строгого стиля. Классич. пример использования зеркального контрапункта в двойном каноне – Agnus dei из канонич. мессы («Missa canonica»), приписываемой Дж. П. да Палестрине. О. к. – осн. средство контрастирования в однотемных сочинениях композиторов эпохи барокко; характерен также для контрапунктически сложной музыки 20 в.