ПОДВИЖНО́Й КОНТРАПУ́НКТ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПОДВИЖНО́Й КОНТРАПУ́НКТ, вид сложного контрапункта. В П. к. производное соединение мелодий – результат перемены соотношения неизменяемых мелодий первоначального соединения, при котором те же мелодии образуют между собой др. интервалы. В процессе сочинения первоначального соединения требуется предусмотреть, чтобы в производном соединении не нарушались, в частности, условия приготовления и разрешения диссонансов (см. в ст. Консонанс и диссонанс).
Вертикально-подвижной контрапункт предполагает изменение высотного соотношения мелодий передвижением одной, всех или некоторых на тот или иной интервал. Отдаляясь или сближаясь, мелодии либо сохраняют своё положение как верхней и нижней (перестановка прямая, примеры b, c), либо изменяют его (перестановка противоположная, примеры d, e). От типа перестановки и интервала передвижения зависят условия сочинения первоначального соединения. Они определяются величиной, равной алгебраич. сумме интервалов передвижения, – показателем вертикально-подвижного контрапункта (лат. Index verticalis, сокр. Iv, мн. ч. IIv). При противоположной перестановке показатель Iv всегда отрицателен. Интервалы между мелодиями, образуемые в производном соединении, отыскиваются по формуле n=m+Iv, где m – интервал первоначального соединения. Числовое выражение интервалов в теории П. к. отличается от общепринятого на единицу: величина интервала – число охватываемых им секунд (напр., 0 – прима, 1 – секунда, 2 – терция и т. д.). Отдаление мелодий на октаву существенно не влияет на употребление интервалов, поэтому Iv=–14 мало отличается от Iv=–7 (контрапункт октавы), Iv=–16 от Iv= =–9 (контрапункт децимы) и т. д. По количеству мелодич. голосов и технике вертикальных передвижений различаются двойной контрапункт, тройной (3-голосный, каждая мелодия может быть изложена верхним, средним или нижним голосом; возможно 5 производных, сумма IIv верхней и нижней пары равна Iv крайней пары) и редко употребляемые четверной и пятерной.
В горизонтально-подвижном контрапункте производное соединение характеризуется иным, нежели в первоначальном соединении, временны́м соотношением мелодий от смещения момента вступления (примеры f, g). Временно́е смещение, как правило, объединяется с вертикальной перестановкой, образуя вдвойне-подвижной контрапункт (примеры h, i). П. к. иногда комбинируется с др. видами сложного контрапункта.
Универсальное выразит. и технич. средство, П. к. был освоен в эпоху т. н. строгого письма, или строгого стиля. Является основанием некоторых канонов, канонич. секвенций, используется в фугах и родств. формах при сочетаниях темы (ответа) с удержанным противосложением, при варьировании интермедий и стретт, при сочетаниях тем в сложных фугах, в неполифонических формах при изложении материала и его преобразовании (в частности, в разработках, репризах). Теория и терминология П. к. детально разработаны С. И. Танеевым.