ДВОЙНО́Й КОНТРАПУ́НКТ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДВОЙНО́Й КОНТРАПУ́НКТ, двухголосное полифонич. соединение, от которого образуется производное соединение с вертикальной перестановкой (при таком соединении изменяются только интервальные соотношения между звуками соединяемых мелодий). Разновидность вертикально-подвижного контрапункта (см. Сложный контрапункт, Подвижной контрапункт). Перестановка может быть как противоположной (мелодия верхнего голоса переходит в нижний и наоборот), так и прямой. Д. к. в узком смысле – двухголосное соединение с противоположной перестановкой. В этом случае показатель вертикальной перестановки (Index verticalis в теории С. И. Танеева, сокращённо Iv) всегда отрицателен. Наиболее употребительны: Д. к. октавы (Iv = –7, –14, –21; см. пример), дуодецимы (Iv = –11, –18), децимы (Iv =–9, –16).
Д. к. – важное технич. и выразит. средство полифонии. Применяется в канонах и канонич. секвенциях (где нередки иные виды Д. к., помимо перечисленных), в фугах (с использованием удержанного противосложения, соединения тем и др.). В полифонич. соч. часто встречается к.-л. один вид Д. к.; использование нескольких видов является особым средством контрапунктич. варьирования. В экспозиционных, развивающих, завершающих разделах гомофонных муз. форм Д. к. – мощный фактор вариационного обновления тематизма (симфонич. картина «В Средней Азии» А. П. Бородина, реприза).