КАНО́Н
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КАНО́Н в музыке, 1) полифонич. форма, в которой мелодия (одна или несколько) образует контрапункт сама с собой. Технически чаще всего основывается на последовательно проводимой (канонической) имитации, когда мелодия в каждом имитирующем голосе вступает до того, как она закончилась в др. голосе. Начинающий голос канонич. имитации называется пропостой (P), имитирующие – риспостами (R):
К. обычно 2–4-голосны, хотя число голосов теоретически неограниченно. Голоса К. могут вступать в разл. интервалы (в приму, октаву, кварту и др.) и в разл. порядке, в частности одновременно (см. пример 3б). По числу имитируемых мелодий различаются простые и сложные (двойные, тройные) К. Помимо имитации в прямом движении, в К. возможно обращение мелодии, ракоход, увеличение, уменьшение и др. преобразования.
Различают также К. конечный и бесконечный, или круговой (возвращающийся к своему началу). Разновидности К. (как правило, внутри более крупной формы): стретта; канонич. секвенция, в частности «спиральный» К. per tonos (приходящий к своему началу после транспозиций). Канонич. имитация нередко сопровождается свободными голосами.
К. зародился одновременно с имитацией как её разновидность (напр., органум Перотина «Viderunt», ок. 1200); ранние формы К. – рота («колесо»; напр., англ. «Летний канон», ок. 1250), итал. качча, франц. шас (caccia, caça, chasse, букв. – охота, 13–14 вв.), «фуга» (общепринятое название техники К. в 14–17 вв.; впервые – у Якоба Льежского). При беспартитурной записи К. часто нотировался только один голос, из которого «выводились» все остальные. В эпоху Возрождения К. трактовался как «форма с выводимыми голосами», что лишь отчасти совпадает с совр. пониманием К. как имитац. контрапункта. Композиторы нидерландской (франко-флам.) школы 15–16 вв. (Жоскен Депре, Я. Обрехт, Б. Кордье и др.) словом «canon» (лат. – правило) обозначали надпись-изречение, указывающее, обычно в нарочито замысловатой форме, на способ исполнения К. по выписанному голосу (согласно Тинкторису, К. – «правило, являющее волю композитора под покровом некой тьмы»); отсюда назв. муз. формы К. Примеры надписей: «...Во-первых, растёт впятеро, во-вторых, вчетверо, в-третьих, втрое» (т. е. кантус фирмус следует повторять в пятикратном, четырёхкратном и трёхкратном увеличении); «Пусть летит в бездну как камень» (петь октавой ниже записанного); «Возвышающий себя да унизится» (петь в обращении).
Особым разнообразием техники и форм отличались нидерл. К. Их виды (по классификации Л. Файнингера): простой прямой К., сложный прямой К., пропорциональный (или мензуральный), линеарный, инверсионный, элизионный каноны. К. с невыписанными риспостами впоследствии стали называть загадочным К. (при возможности разных расшифровок такой К. называется полиморфным).
Среди крупнейших мастеров К. – Г. де Машо, Якопо Болонский, Г. Дюфаи, Й. Окегем, Х. Изак, Дж. П. да Палестрина, С. Шейдт, И. С. Бах, В. А. Моцарт, А. фон Веберн. В рус. музыке К. встречаются у М. И. Глинки (К. из 1-го действия оперы «Руслан и Людмила»), А. П. Бородина (в Ноктюрне из 2-го квартета), С. И. Танеева (в кантате «Иоанн Дамаскин»), Д. Д. Шостаковича (в 1-й части 5-й симфонии, фугах op. 87), Р. К. Щедрина («Полифоническая тетрадь») и мн. др. композиторов.
2) Однострунный инструмент (монохорд), в Древней Греции (у пифагорейцев) и в средние века служивший для демонстрации числовых соотношений муз. звуков (интервалов и звукорядов) в науч. и учебных целях.
3) Цитровидный муз. инструмент. См. Канун.