Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СТРЕ́ТТА

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 314-315

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. П. Фраёнов

СТРЕ́ТТА (итал. stretta, от stringere – сжи­мать, со­кра­щать), 1) из­ло­же­ние по­ли­фо­ни­че­ской те­мы в ви­де про­стой или ка­но­ни­че­ской ими­та­ции, ха­рак­те­ри­зую­щее­ся всту­п­ле­ни­ем ими­ти­рую­ще­го го­ло­са до мо­мен­та окон­ча­ния те­мы в на­чи­наю­щем го­ло­се. Обу­слов­ли­ва­ет те­ма­тич. кон­цен­тра­цию и уп­лот­не­ние зву­ча­ния. Встре­ча­ет­ся в по­ли­фо­нич. фор­мах (так­же в по­ли­фо­ни­зир. раз­де­лах го­мо­фон­ных форм), гл. обр. в фу­ге, где яв­ля­ет­ся од­ним из со­став­ных эле­мен­тов и на­хо­дит при­ме­не­ние во всех раз­де­лах. Наи­бо­лее рас­про­стра­нён­ная фор­ма С. – 2-го­лос­ный ка­нон. Мо­жет быть ус­лож­не­на ис­поль­зо­ва­ни­ем уве­ли­че­ния, об­ра­ще­ния и др. спо­со­бов по­ли­фо­нич. пре­об­ра­зо­ва­ния. С. в ви­де ка­но­на во всех го­ло­сах на­зы­ва­ет­ся ма­ги­ст­раль­ной (stretto maestrale; в фу­гах C-dur, b-moll из 1-го то­ма «Хо­ро­шо тем­пе­ри­ро­ван­но­го кла­ви­ра» И. С. Ба­ха).

2) Ус­ко­ре­ние дви­же­ния в за­клю­чит. раз­де­ле круп­но­го про­из­ве­де­ния. По­лу­чи­ло рас­про­стра­не­ние в 18 в. в фи­на­лах опер­ных ак­тов (piu stretto в 1-м дей­ст­вии «Дон Жуа­на» В. А. Мо­цар­та).

Вернуться к началу