Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ШОСТАКО́ВИЧ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 83-85

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Архив БРЭ

ШОСТАКО́ВИЧ Дмит­рий Дмит­рие­вич [12(25).9.1906, С.-Пе­тер­бург – 9.8.1975, Мо­ск­ва], рос. ком­по­зи­тор, пиа­нист, засл. дея­тель искусств РСФСР (1942), нар. арт. СССР (1954), Ге­рой Соц. Тру­да (1966). Сын ин­же­не­ра-хи­ми­ка и пиа­ни­ст­ки. В 1923 окон­чил Пет­рогр. кон­сер­ва­торию как пиа­нист (класс Л. В. Ни­ко­лае­ва), в 1925 как ком­по­зи­тор (класс М. О. Штейн­бер­га), в 1930 – ас­пи­ран­ту­ру под ру­ко­водством Штейн­бер­га. Чл. Ас­со­циа­ции со­вре­мен­ной му­зы­ки. В 1925 со­сто­ял­ся пер­вый ав­тор­ский кон­церт Ш., в 1926 из­да­ны пер­вые со­чи­не­ния. В 1927 Ш. по­лу­чил поч. ди­плом 1-го Ме­ж­ду­нар. кон­кур­са пиа­ни­стов им. Ф. Шо­пе­на в Вар­ша­ве, вы­сту­пал в Поль­ше и Гер­ма­нии (в т. ч. с ис­пол­не­ни­ем собств. со­чи­не­ний). Ин­ди­ви­ду­аль­ный стиль ком­по­зитора впер­вые про­де­мон­ст­ри­ро­ва­ла 1-я сим­фо­ния (1925, ди­плом­ная ра­бо­та), в ко­то­рой он об­ра­тил­ся к кон­фликт­ной муз. дра­ма­тур­гии (в рус­ле «пси­хо­ло­гиче­ской драмы» П. И. Чай­ков­ско­го) и бы­то­вым жан­рам, трак­то­ван­ным в иро­нич. клю­че (впер­вые ис­пол­не­на в 1926 ор­ке­ст­ром Ле­нингр. фи­лар­мо­нии под упр. Н. А. Маль­ко, в 1927 про­зву­ча­ла за ру­бе­жом). В ря­де со­чи­не­ний 2-й пол. 1920-х – 1-й пол. 1930-х гг. на­чи­ная с 1-й фп. со­на­ты (1926), фп. цик­ла «Афо­риз­мы» (1927), од­но­ча­ст­ной 2-й сим­фо­нии с за­клю­чит. хо­ром («Ок­тяб­рю», 1927) Ш. экс­пе­ри­мен­ти­ро­вал в об­лас­ти муз. язы­ка и фор­мы и про­явил се­бя от­час­ти как аван­гар­дист. В 1928–29 со­труд­ни­чал с моск. теат­ром В. Э. Мей­ер­холь­да в ка­че­ст­ве пиа­ни­ста и ком­по­зи­то­ра, в 1929 здесь по­став­ле­на пье­са «Клоп» В. В. Мая­ков­ско­го с му­зы­кой Ш. В са­ти­рич. опе­ре «Нос» (1928, либр. Е. И. За­мя­ти­на, Г. И. Ио­ни­на, А. Г. Прей­са и Ш. по од­но­им. по­вес­ти Н. В. Го­го­ля; пост. в 1930, МАЛЕГОТ) ком­по­зи­тор ис­поль­зо­вал ато­наль­ность (под влия­ни­ем опе­ры А. Бер­га «Воц­цек»), в ор­ке­ст­ре (ка­мер­ный со­став с рас­ши­рен­ной груп­пой удар­ных) и во­каль­ных пар­ти­ях – эле­мен­ты со­но­ри­ки, шу­мо­вые и изо­бра­зит. эф­фек­ты. Для ба­ле­тов «Зо­ло­той век» (1930, Ле­нингр. те­атр опе­ры и ба­ле­та), «Болт» (1931, там же) и «Свет­лый ру­чей» (1935, МАЛЕГОТ), на­пи­сан­ных на совр. сю­же­ты, ха­рак­тер­но ис­поль­зо­ва­ние бы­то­вых жан­ров и прин­ци­па «мон­та­жа». На ос­но­ве ба­лет­ной му­зы­ки Ш. соз­дал 5 ба­лет­ных сю­ит (1931, 1949, 1951, 1952, 1953). С 1920-х гг. мно­го ра­бо­тал над му­зы­кой к спек­так­лям (в т. ч. «Гам­лет» У. Шек­спи­ра, 1932, Те­атр им. Евг. Вах­тан­го­ва, Мо­ск­ва) и филь­мам (ши­ро­ко из­вест­ны «Пес­ня о встреч­ном» из ф. «Встреч­ный», 1932, Ро­манс из ф. «Овод», 1955). Вы­сту­пал как пиа­нист, в 1933 ис­пол­нил соль­ную пар­тию на пре­мье­ре сво­его 1-го фп. кон­цер­та (ди­ри­жёр Ф. Шти­д­ри), в 1935 га­ст­ро­ли­ро­вал в Тур­ции с ис­пол­не­ни­ем сво­их со­чи­не­ний. Пре­по­да­вал в Ле­нингр. (с 1937) и Моск. (1943–48) кон­сер­ва­то­ри­ях (проф. с 1939), сре­ди уче­ни­ков – К. Ка­ра­ев, Г. В. Сви­ри­дов, Б. И. Ти­щен­ко, К. С. Ха­ча­ту­рян, Б. А. Чай­ков­ский.

Центр. про­из­ве­де­ние Ш. в об­лас­ти муз. те­ат­ра – опе­ра (по ав­тор­ско­му оп­ре­де­ле­нию «тра­ге­дия-са­ти­ра») «Ле­ди Мак­бет Мцен­ско­го уез­да» (1932, либр. А. Г. Прей­са и Ш. по од­но­им. по­вес­ти Н. С. Лес­ко­ва, пост. в 1934, МАЛЕГОТ), в ко­то­рой тра­гич. кон­фликт реа­ли­стич. сю­же­та при­об­рёл боль­шую ху­дож. ём­кость. Ка­ри­ка­тур­ные муз. порт­ре­ты от­ри­цат. пер­со­на­жей и на­ту­ра­ли­стич. зву­ко­изо­бра­зи­тель­ность в ор­ке­ст­ре со­сед­ст­ву­ют с от­кры­той ли­ри­кой в пар­тии гл. ге­рои­ни, на­ро­чи­то по­шлые ме­ло­дич. обо­ро­ты па­ра­док­саль­но со­че­та­ют­ся с мрач­ны­ми сце­нич. си­туа­ция­ми. Ди­на­ми­ка сквоз­ной муз.-сце­нич. дра­ма­тур­гии, экс­прес­сия во­каль­ных пар­тий на­сле­ду­ют тра­ди­ции М. П. Му­сорг­ско­го. Опе­ре со­пут­ст­во­вал ус­пех в СССР и за ру­бе­жом (в 1935 пост. в США и Шве­ции, за­тем в др. стра­нах), од­на­ко по­сле по­се­ще­ния спек­так­ля Боль­шо­го те­ат­ра И. В. Ста­ли­ным (26.1.1936) в газ. «Прав­да» от 28.1.1936 вы­шла редак­ци­он­ная ста­тья «Сум­бур вме­сто му­зы­ки» с жё­ст­кой кри­ти­кой в ад­рес Ш. 6.2.1936 в «Прав­де» по­яви­лась редакционная ста­тья «Ба­лет­ная фальшь» по по­во­ду по­ста­нов­ки ба­ле­та «Свет­лый ру­чей» в моск. Боль­шом те­ат­ре. Под офи­ци­аль­но объ­яв­лен­ной борь­бой за «про­сто­ту» в иск-ве, а по су­ти в свя­зи с вуль­га­ри­за­ци­ей по­ня­тий реа­лиз­ма и на­род­но­сти, опе­ры и ба­ле­ты Ш. на­дол­го ис­чез­ли из ре­пер­туа­ра сов. те­ат­ров. На­пи­сан­ная в 1936 4-я сим­фо­ния от­ли­ча­ет­ся не­стан­дарт­ным со­от­но­ше­ни­ем час­тей (ог­ром­ный фи­нал пре­вы­ша­ет ка­ж­дую из пре­ды­ду­щих час­тей) и сви­де­тель­ст­ву­ет о про­дол­же­нии тра­ди­ций Г. Ма­ле­ра.

Од­но из луч­ших сочи­не­ний Ш. – 5-я сим­фо­ния (1937), бо­лее тра­дици­он­ная по фор­ме, при­ме­ча­тель­ная зна­чит. ро­лью по­ли­фо­нии в I ч. (по­ли­фо­нич. из­ло­же­ние тем ста­ло ха­рак­тер­ным для Ш.), «те­ат­раль­ной» ин­ст­ру­мен­тов­кой в скер­цо (со­ли­рую­щие тем­бры), ли­ри­че­ским мед­лен­ным Largo. Е. А. Мра­вин­ский, под упр. ко­то­ро­го она впер­вые про­зву­ча­ла в 1937, стал ве­ду­щим ис­пол­ни­те­лем сим­фо­нич. му­зы­ки Ш. при жиз­ни ком­по­зи­то­ра, ди­ри­жи­ро­вал пре­мье­ра­ми 6-й (1939), 8-й (1943), 9-й (1945), 10-й (1953) сим­фо­ний. Над 7-й сим­фо­ни­ей (посвя­ще­на «го­ро­ду Ле­нин­гра­ду») Ш. на­чал ра­бо­тать в ию­ле 1941 в бло­кад­ном Ле­нин­гра­де, в на­ча­ле ок­тяб­ря был эва­куи­ро­ван в Мо­ск­ву, за­тем в Куй­бы­шев, где 5.3.1942 со­стоя­лось её 1-е ис­пол­не­ние эва­куи­ров. ор­ке­ст­ром моск. Боль­шо­го те­ат­ра (дири­жёр С. А. Са­мо­суд). 19.7.1942 7-я сим­фо­ния впер­вые про­зву­ча­ла в США под упр. А. Тос­ка­ни­ни (ра­дио­пре­мье­ра). 9.8.1942 ис­пол­не­на в оса­ж­дён­ном Ле­нин­гра­де под рук. К. И. Эли­ас­бер­га, ста­ла сим­во­лом борь­бы с фа­шиз­мом и са­мым из­вест­ным со­чи­не­ни­ем Ш. во всём ми­ре (Гос. пр. СССР, 1942; ра­нее, в 1941, Ш. при­су­ж­де­на Гос. пр. СССР за Фп. квин­тет, 1940, впер­вые ис­пол­нен­ный в Мо­ск­ве ав­то­ром и Квар­те­том име­ни Бет­хо­ве­на). 8-ю сим­фо­нию (1943, посвя­ще­на Мра­вин­ско­му) от­ли­ча­ют не­стан­дарт­ное ко­ли­че­ст­во час­тей в цик­ле (5) и их жан­ро­вый со­став; в III и IV час­тях ис­поль­зо­ва­ны ба­роч­ные жан­ры (ток­ка­та и пас­са­ка­лия), трак­то­ван­ные в ти­пич­ном для Ш. клю­че. В 1946 Ш. по­лу­чил Гос. пр. СССР за 2-е фп. трио (па­мя­ти И. И. Сол­лер­тин­ско­го, 1944). В 1947 при­нял уча­стие в фес­ти­ва­ле «Праж­ская вес­на» как пиа­нист и ком­по­зи­тор. В 1948 Ш. вновь под­верг­ся офиц. кри­ти­ке и об­ви­не­ни­ям в «фор­ма­лиз­ме» [По­ста­нов­ле­ние ЦК ВКП(б) от 10.2.1948 «Об опе­ре "Ве­ли­кая друж­ба" В. Му­ра­де­ли», опубл. 11.2.1948 в газ. «Прав­да»]. Ш. с его вы­ра­жен­ной склон­но­стью к ре­ф­лек­сии, чу­ж­дав­ший­ся пуб­лич­ных спо­ров и об­су­ж­де­ний, вы­ра­зил со­гла­сие с кри­ти­кой, в ре­зуль­та­те поя­ви­лось не­сколько «идео­ло­ги­че­ски вы­дер­жан­ных» со­чи­не­ний, сре­ди ко­то­рых – ора­то­рия «Песнь о ле­сах» (сло­ва Е. А. Дол­ма­тов­ско­го), на­пи­сан­ная в диа­то­нич. ма­не­ре (1949; Гос. пр. СССР, 1950, за ора­то­рию и му­зы­ку к ф. «Па­де­ние Бер­ли­на»). Од­но­вре­мен­но про­дол­жал со­чи­нять в спе­ци­фи­че­ском для не­го гар­мо­ни­че­ском сти­ле: в 1948 на­пи­са­ны 1-й кон­церт для скрип­ки с ор­ке­ст­ром (ис­пол­нен в 1955, со­лист Д. Ф. Ой­ст­рах) и во­каль­ный цикл «Из ев­рей­ской на­род­ной по­эзии» (ис­пол­нен в 1955 при уча­стии ав­то­ра) и др. В 1951 соз­дал «10 по­эм» для сме­шан­но­го хо­ра без со­про­во­ж­де­ния на сти­хи рус. ре­во­люц. по­этов (Гос. пр. СССР, 1952). По­ли­фо­нич. экс­пе­ри­мен­ты Ш. скон­цен­три­ро­ва­ны в цик­ле «24 пре­лю­дии и фу­ги» для фп. (1951).

На про­тя­же­нии по­след­них 20 лет жиз­ни Ш. был при­знан клас­си­ком сов. му­зы­ки и её «зна­ме­нем» на ме­ж­ду­нар. аре­не. В 1958 вы­сту­пил в Па­ри­же (зал Шайо) как пиа­нист (с ис­пол­не­ни­ем сво­их фп. кон­цер­та, пре­лю­дий и фуг), в 1962 по­се­тил Эдин­бург­ский меж­ду­на­род­ный фес­ти­валь, про­грам­ма ко­то­ро­го бы­ла со­став­ле­на пре­им. из его со­чи­не­ний. В 1960–68 ру­ко­во­дил ор­га­ни­зо­ван­ным СК РСФСР. В 1961 в Мо­ск­ве со­стоя­лась пре­мье­ра его 4-й сим­фо­нии, вер­ну­лись на сце­ну опе­ры «Ле­ди Мак­бет Мцен­ско­го уез­да» (во 2-й ред., под назв. «Ка­те­ри­на Из­май­ло­ва», 1963, Муз. те­атр им. К. С. Ста­ни­слав­ско­го и Вл. И. Не­ми­ро­ви­ча-Дан­чен­ко) и «Нос» (1974, Моск. ка­мер­ный муз. те­атр). В 1978 (уже по­сле смер­ти ав­то­ра) впер­вые ис­пол­не­на не­за­вер­шён­ная опе­ра «Иг­ро­ки» (по Н. В. Го­го­лю; Ле­нин­град).

В 1953 соз­да­на 10-я сим­фо­ния, про­дол­жив­шая ли­нию тра­гич. сим­фо­ний (4-я – 8-я) и од­но­времен­но оз­на­ме­но­вав­шая на­ча­ло позд­не­го твор­че­ст­ва Ш. В III и IV час­тях Ш. ис­поль­зо­вал мо­тив d-es-c-h (с ха­рак­тер­ным ин­тер­ва­лом умень­шён­ной квар­ты) – муз. мо­но­грам­му, обо­зна­чаю­щую ини­циа­лы ком­по­зи­то­ра (DSCH – Д. Ш[ос­та­ко­вич]), в свя­зи с чем 10-ю сим­фо­нию счи­та­ют «лич­ным ма­ни­фе­стом» ав­то­ра. По­доб­ная ав­то­био­гра­фич­ность свой­ст­вен­на 8-му квар­те­ту (1960, посвя­щён па­мя­ти жертв фа­шиз­ма и вой­ны), здесь d-es-c-h ста­но­вит­ся лейт­мо­ти­вом все­го со­чи­не­ния (1-й ис­пол­ни­тель – Квар­тет име­ни Бет­хо­ве­на). Сре­ди сочи­не­ний 1950-х – нач. 1960-х гг.: Празд­нич­ная увер­тю­ра (1954; Ме­ж­ду­нар. пр. Ми­ра, 1954), про­грамм­ные сим­фо­нии – 11-я «1905 год» (1957; Ле­нин­ская пр., 1958), 12-я «1917 год» (1961), муз. ко­ме­дия «Мо­ск­ва, Че­рё­муш­ки» (либр. В. З. Мас­са и М. А. Чер­вин­ско­го, 1958, пост. в 1959, Моск. те­атр опе­рет­ты, эк­ра­ни­зи­ро­ва­на в 1962). 13-я сим­фо­ния (1962) име­ет при­зна­ки ора­то­рии (для ба­са, муж­ско­го хо­ра и ор­ке­ст­ра, текст – 5 сти­хотво­ре­ний Е. А. Ев­ту­шен­ко), I ч. («Ба­бий Яр») по­свя­ще­на ис­то­рич. тра­ге­дии евр. на­ро­да. По­эма для со­лис­тов, хо­ра и ор­ке­ст­ра «Казнь Сте­па­на Ра­зи­на» (1964, на сти­хи Ев­ту­шен­ко; Гос. пр. СССР, 1968) – куль­ми­на­ция эпич. ли­нии в твор­че­ст­ве Ш. Те­ме смер­ти по­свя­ще­ны ка­мер­ная 14-я (1969, на сти­хи Ф. Гар­сия Лор­ки, Г. Апол­ли­не­ра, В. К. Кю­хель­бе­ке­ра и Р. М. Риль­ке; посвя­ще­на Б. Брит­те­ну) и 15-я (1971) сим­фо­нии. Про­то­ти­пом 14-й сим­фо­нии, по сло­вам ав­то­ра, по­слу­жи­ли «Пес­ни и пля­ски смер­ти» М. П. Му­сорг­ско­го. В I ч. 15-й сим­фо­нии и не­ко­то­рых др. позд­них сочи­не­ни­ях ис­поль­зо­ва­ны эле­мен­ты се­рий­ной тех­ни­ки. В ря­де по­след­них про­из­ве­де­ний при­сут­ст­ву­ют ав­то­ци­та­ты и ци­та­ты из му­зы­ки др. ком­по­зи­то­ров: Дж. Рос­си­ни и Р. Ваг­не­ра – в 15-й сим­фо­нии, Л. ван Бет­хо­ве­на и Р. Штрау­са – в фи­на­ле Со­на­ты для аль­та и фп. (по­след­нее соч. Ш., 1975). Сре­ди по­след­них произведений – 14-й (1973, Гос. пр. РСФСР, 1974) и 15-й (1974) струн­ные квар­те­ты, «Сюи­та на сло­ва Ми­кел­анд­же­ло Буо­нар­ро­ти» (1974, 2-я ред. с ор­ке­ст­ром – 1975). Сре­ди мно­го­числ. ра­бот Ш. в ки­но – му­зы­ка к филь­мам «Гам­лет» (1964) и «Ко­роль Лир» (1971; оба – реж. Г. М. Ко­зин­цев).

Осу­ще­ст­вил муз. редак­цию и ин­ст­ру­мен­тов­ку сочи­не­ний М. П. Му­сорг­ско­го: опер «Хо­ван­щи­на» (впер­вые про­зву­ча­ла в эк­ра­ни­за­ции, 1959) и «Бо­рис Го­ду­нов» (1959, Ле­нингр. те­атр опе­ры и ба­ле­та), во­каль­но­го цик­ла «Пес­ни и пля­с­ки смер­ти» (в ин­ст­ру­мен­тов­ке Ш. впер­вые ис­пол­нен в 1962 в Горь­ком).

Чл. Нац. АН США (1959). На­гра­ж­дён ор­де­на­ми Ле­ни­на (1946, 1956, 1966).

Нот­ные изд.: Собр. соч. М., 1979–1987. Т.1–42.

Соч.: Знать и лю­бить му­зы­ку: Бе­се­да с мо­ло­де­жью. М., 1958; Д. Шос­та­ко­вич о вре­ме­ни и о се­бе. М., 1980; Из­бран­ные ста­тьи, вы­сту­п­ле­ния, вос­по­ми­на­ния. М., 1981; Пись­ма к дру­гу [И. Д. Глик­ма­ну]. М.; СПб., 1993; Д. Шо­с­та­ко­вич в пись­мах и до­ку­мен­тах. М., 2000; Пись­ма И. И. Сол­лер­тин­ско­му. СПб., 2006.

Лит.: Дол­жан­ский А. Н. Из­бран­ные ста­тьи. М., 1973; Д. Шос­та­ко­вич: Ста­тьи и ма­те­риа­лы. М., 1976; Са­би­ни­на М. Шос­та­ко­вич – сим­фо­нист. М., 1976; Да­ни­ле­вич Л. Д. Шос­та­ко­вич: Жизнь и твор­че­ст­во. М., 1980; Хен­то­ва С. М. Шос­та­ко­вич: Жизнь и твор­че­ст­во. [2-е изд.]. М., 1996. Т. 1–2; она же. В ми­ре Шос­та­ко­ви­ча: [Бе­се­ды с Шос­та­ко­ви­чем. Бе­се­ды о ком­по­зи­то­ре]. М., 1996; Д. Д. Шос­тако­вич: Сбор­ник ста­тей к 90-ле­тию со дня ро­ж­де­ния. СПб., 1996; Шос­та­ко­ви­чу по­свя­ща­ет­ся: Сб. ста­тей. М., 1997; Ако­пян Л. О. Д. Шос­та­ко­вич: Опыт фе­но­ме­но­ло­гии твор­че­ст­ва. СПб., 2004; A Shostakovich casebook / Ed. M. H. Brown. Bloomington, 2005; Двор­ни­чен­ко О. Д. Шос­та­ко­вич: Пу­те­ше­ст­вие. М., 2006; Мей­ер К. Шос­та­ко­вич: Жизнь, твор­че­ст­во, вре­мя. М., 2006; Shostakovich reconside­red / Written and ed. by A. B. Ho, D. Feo­fa­nov. L., 2006; Пет­ров В. О. Твор­че­ст­во Шос­та­ко­ви­ча на фо­не ис­то­ри­че­ских реа­лий XX ве­ка. Ас­т­ра­хань, 2007; Лукь­я­но­ва Н. В. Д. Д. Шос­та­ко­вич. М., 2014.

Вернуться к началу