ШОСТАКО́ВИЧ
-
Рубрика: Музыка
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ШОСТАКО́ВИЧ Дмитрий Дмитриевич [12(25).9.1906, С.-Петербург – 9.8.1975, Москва], рос. композитор, пианист, засл. деятель искусств РСФСР (1942), нар. арт. СССР (1954), Герой Соц. Труда (1966). Сын инженера-химика и пианистки. В 1923 окончил Петрогр. консерваторию как пианист (класс Л. В. Николаева), в 1925 как композитор (класс М. О. Штейнберга), в 1930 – аспирантуру под руководством Штейнберга. Чл. Ассоциации современной музыки. В 1925 состоялся первый авторский концерт Ш., в 1926 изданы первые сочинения. В 1927 Ш. получил поч. диплом 1-го Междунар. конкурса пианистов им. Ф. Шопена в Варшаве, выступал в Польше и Германии (в т. ч. с исполнением собств. сочинений). Индивидуальный стиль композитора впервые продемонстрировала 1-я симфония (1925, дипломная работа), в которой он обратился к конфликтной муз. драматургии (в русле «психологической драмы» П. И. Чайковского) и бытовым жанрам, трактованным в иронич. ключе (впервые исполнена в 1926 оркестром Ленингр. филармонии под упр. Н. А. Малько, в 1927 прозвучала за рубежом). В ряде сочинений 2-й пол. 1920-х – 1-й пол. 1930-х гг. начиная с 1-й фп. сонаты (1926), фп. цикла «Афоризмы» (1927), одночастной 2-й симфонии с заключит. хором («Октябрю», 1927) Ш. экспериментировал в области муз. языка и формы и проявил себя отчасти как авангардист. В 1928–29 сотрудничал с моск. театром В. Э. Мейерхольда в качестве пианиста и композитора, в 1929 здесь поставлена пьеса «Клоп» В. В. Маяковского с музыкой Ш. В сатирич. опере «Нос» (1928, либр. Е. И. Замятина, Г. И. Ионина, А. Г. Прейса и Ш. по одноим. повести Н. В. Гоголя; пост. в 1930, МАЛЕГОТ) композитор использовал атональность (под влиянием оперы А. Берга «Воццек»), в оркестре (камерный состав с расширенной группой ударных) и вокальных партиях – элементы сонорики, шумовые и изобразит. эффекты. Для балетов «Золотой век» (1930, Ленингр. театр оперы и балета), «Болт» (1931, там же) и «Светлый ручей» (1935, МАЛЕГОТ), написанных на совр. сюжеты, характерно использование бытовых жанров и принципа «монтажа». На основе балетной музыки Ш. создал 5 балетных сюит (1931, 1949, 1951, 1952, 1953). С 1920-х гг. много работал над музыкой к спектаклям (в т. ч. «Гамлет» У. Шекспира, 1932, Театр им. Евг. Вахтангова, Москва) и фильмам (широко известны «Песня о встречном» из ф. «Встречный», 1932, Романс из ф. «Овод», 1955). Выступал как пианист, в 1933 исполнил сольную партию на премьере своего 1-го фп. концерта (дирижёр Ф. Штидри), в 1935 гастролировал в Турции с исполнением своих сочинений. Преподавал в Ленингр. (с 1937) и Моск. (1943–48) консерваториях (проф. с 1939), среди учеников – К. Караев, Г. В. Свиридов, Б. И. Тищенко, К. С. Хачатурян, Б. А. Чайковский.
Центр. произведение Ш. в области муз. театра – опера (по авторскому определению «трагедия-сатира») «Леди Макбет Мценского уезда» (1932, либр. А. Г. Прейса и Ш. по одноим. повести Н. С. Лескова, пост. в 1934, МАЛЕГОТ), в которой трагич. конфликт реалистич. сюжета приобрёл большую худож. ёмкость. Карикатурные муз. портреты отрицат. персонажей и натуралистич. звукоизобразительность в оркестре соседствуют с открытой лирикой в партии гл. героини, нарочито пошлые мелодич. обороты парадоксально сочетаются с мрачными сценич. ситуациями. Динамика сквозной муз.-сценич. драматургии, экспрессия вокальных партий наследуют традиции М. П. Мусоргского. Опере сопутствовал успех в СССР и за рубежом (в 1935 пост. в США и Швеции, затем в др. странах), однако после посещения спектакля Большого театра И. В. Сталиным (26.1.1936) в газ. «Правда» от 28.1.1936 вышла редакционная статья «Сумбур вместо музыки» с жёсткой критикой в адрес Ш. 6.2.1936 в «Правде» появилась редакционная статья «Балетная фальшь» по поводу постановки балета «Светлый ручей» в моск. Большом театре. Под официально объявленной борьбой за «простоту» в иск-ве, а по сути в связи с вульгаризацией понятий реализма и народности, оперы и балеты Ш. надолго исчезли из репертуара сов. театров. Написанная в 1936 4-я симфония отличается нестандартным соотношением частей (огромный финал превышает каждую из предыдущих частей) и свидетельствует о продолжении традиций Г. Малера.
Одно из лучших сочинений Ш. – 5-я симфония (1937), более традиционная по форме, примечательная значит. ролью полифонии в I ч. (полифонич. изложение тем стало характерным для Ш.), «театральной» инструментовкой в скерцо (солирующие тембры), лирическим медленным Largo. Е. А. Мравинский, под упр. которого она впервые прозвучала в 1937, стал ведущим исполнителем симфонич. музыки Ш. при жизни композитора, дирижировал премьерами 6-й (1939), 8-й (1943), 9-й (1945), 10-й (1953) симфоний. Над 7-й симфонией (посвящена «городу Ленинграду») Ш. начал работать в июле 1941 в блокадном Ленинграде, в начале октября был эвакуирован в Москву, затем в Куйбышев, где 5.3.1942 состоялось её 1-е исполнение эвакуиров. оркестром моск. Большого театра (дирижёр С. А. Самосуд). 19.7.1942 7-я симфония впервые прозвучала в США под упр. А. Тосканини (радиопремьера). 9.8.1942 исполнена в осаждённом Ленинграде под рук. К. И. Элиасберга, стала символом борьбы с фашизмом и самым известным сочинением Ш. во всём мире (Гос. пр. СССР, 1942; ранее, в 1941, Ш. присуждена Гос. пр. СССР за Фп. квинтет, 1940, впервые исполненный в Москве автором и Квартетом имени Бетховена). 8-ю симфонию (1943, посвящена Мравинскому) отличают нестандартное количество частей в цикле (5) и их жанровый состав; в III и IV частях использованы барочные жанры (токката и пассакалия), трактованные в типичном для Ш. ключе. В 1946 Ш. получил Гос. пр. СССР за 2-е фп. трио (памяти И. И. Соллертинского, 1944). В 1947 принял участие в фестивале «Пражская весна» как пианист и композитор. В 1948 Ш. вновь подвергся офиц. критике и обвинениям в «формализме» [Постановление ЦК ВКП(б) от 10.2.1948 «Об опере "Великая дружба" В. Мурадели», опубл. 11.2.1948 в газ. «Правда»]. Ш. с его выраженной склонностью к рефлексии, чуждавшийся публичных споров и обсуждений, выразил согласие с критикой, в результате появилось несколько «идеологически выдержанных» сочинений, среди которых – оратория «Песнь о лесах» (слова Е. А. Долматовского), написанная в диатонич. манере (1949; Гос. пр. СССР, 1950, за ораторию и музыку к ф. «Падение Берлина»). Одновременно продолжал сочинять в специфическом для него гармоническом стиле: в 1948 написаны 1-й концерт для скрипки с оркестром (исполнен в 1955, солист Д. Ф. Ойстрах) и вокальный цикл «Из еврейской народной поэзии» (исполнен в 1955 при участии автора) и др. В 1951 создал «10 поэм» для смешанного хора без сопровождения на стихи рус. революц. поэтов (Гос. пр. СССР, 1952). Полифонич. эксперименты Ш. сконцентрированы в цикле «24 прелюдии и фуги» для фп. (1951).
На протяжении последних 20 лет жизни Ш. был признан классиком сов. музыки и её «знаменем» на междунар. арене. В 1958 выступил в Париже (зал Шайо) как пианист (с исполнением своих фп. концерта, прелюдий и фуг), в 1962 посетил Эдинбургский международный фестиваль, программа которого была составлена преим. из его сочинений. В 1960–68 руководил организованным СК РСФСР. В 1961 в Москве состоялась премьера его 4-й симфонии, вернулись на сцену оперы «Леди Макбет Мценского уезда» (во 2-й ред., под назв. «Катерина Измайлова», 1963, Муз. театр им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко) и «Нос» (1974, Моск. камерный муз. театр). В 1978 (уже после смерти автора) впервые исполнена незавершённая опера «Игроки» (по Н. В. Гоголю; Ленинград).
В 1953 создана 10-я симфония, продолжившая линию трагич. симфоний (4-я – 8-я) и одновременно ознаменовавшая начало позднего творчества Ш. В III и IV частях Ш. использовал мотив d-es-c-h (с характерным интервалом уменьшённой кварты) – муз. монограмму, обозначающую инициалы композитора (DSCH – Д. Ш[остакович]), в связи с чем 10-ю симфонию считают «личным манифестом» автора. Подобная автобиографичность свойственна 8-му квартету (1960, посвящён памяти жертв фашизма и войны), здесь d-es-c-h становится лейтмотивом всего сочинения (1-й исполнитель – Квартет имени Бетховена). Среди сочинений 1950-х – нач. 1960-х гг.: Праздничная увертюра (1954; Междунар. пр. Мира, 1954), программные симфонии – 11-я «1905 год» (1957; Ленинская пр., 1958), 12-я «1917 год» (1961), муз. комедия «Москва, Черёмушки» (либр. В. З. Масса и М. А. Червинского, 1958, пост. в 1959, Моск. театр оперетты, экранизирована в 1962). 13-я симфония (1962) имеет признаки оратории (для баса, мужского хора и оркестра, текст – 5 стихотворений Е. А. Евтушенко), I ч. («Бабий Яр») посвящена историч. трагедии евр. народа. Поэма для солистов, хора и оркестра «Казнь Степана Разина» (1964, на стихи Евтушенко; Гос. пр. СССР, 1968) – кульминация эпич. линии в творчестве Ш. Теме смерти посвящены камерная 14-я (1969, на стихи Ф. Гарсия Лорки, Г. Аполлинера, В. К. Кюхельбекера и Р. М. Рильке; посвящена Б. Бриттену) и 15-я (1971) симфонии. Прототипом 14-й симфонии, по словам автора, послужили «Песни и пляски смерти» М. П. Мусоргского. В I ч. 15-й симфонии и некоторых др. поздних сочинениях использованы элементы серийной техники. В ряде последних произведений присутствуют автоцитаты и цитаты из музыки др. композиторов: Дж. Россини и Р. Вагнера – в 15-й симфонии, Л. ван Бетховена и Р. Штрауса – в финале Сонаты для альта и фп. (последнее соч. Ш., 1975). Среди последних произведений – 14-й (1973, Гос. пр. РСФСР, 1974) и 15-й (1974) струнные квартеты, «Сюита на слова Микеланджело Буонарроти» (1974, 2-я ред. с оркестром – 1975). Среди многочисл. работ Ш. в кино – музыка к фильмам «Гамлет» (1964) и «Король Лир» (1971; оба – реж. Г. М. Козинцев).
Осуществил муз. редакцию и инструментовку сочинений М. П. Мусоргского: опер «Хованщина» (впервые прозвучала в экранизации, 1959) и «Борис Годунов» (1959, Ленингр. театр оперы и балета), вокального цикла «Песни и пляски смерти» (в инструментовке Ш. впервые исполнен в 1962 в Горьком).
Чл. Нац. АН США (1959). Награждён орденами Ленина (1946, 1956, 1966).