О́КЕГЕ́М ЙОХАННЕС
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
О́КЕГЕ́М (Ockeghem) Йоханнес (Жан) (1410, Сен-Гислен, близ Монса, ныне в пров. Эно, Бельгия – 6.2.1497, Тур, Франция), флам. композитор, один из крупнейших представителей нидерландской школы. Муз. образование получил, вероятно, в Монсе, работал преим. во Франции. В 1443 был певчим и сочинителем церковной музыки в кафедральном соборе Антверпена, затем служил при дворе герцога Карла I де Бурбона в Мулене. Ок. 1452 переехал в Париж, руководил капеллой при дворе франц. королей (Карла VII, затем Людовика XI), также был казначеем аббатства Св. Мартина в Туре. В 1463 в Камбре рукоположен в сан священника, занимал бенефициарные церковные должности в соборе Парижской Богоматери (1463–70) и в парижской ц. Св. Бенедикта (с 1470). С 1477 занимал офиц. должность советника франц. короля; в поздние годы жизни, помимо музыкальной, возможно, вёл дипломатич. и политич. деятельность. В составе королевского посольства ездил в 1469–70 в Испанию и неоднократно в Нидерланды. В круг общения О. входили выдающиеся музыканты Г. Дюфаи, А. Бюнуа (на стиль и технику которого О. оказал прямое влияние), Ж. Беншуа (предположительно его учитель; О. в 1460 написал Плач на смерть Беншуа).
Значит. часть творч. наследия связана с церковными жанрами. Автор 13 месс (по др. данным, 15, в т. ч. несколько неполных), которые содержатся в богато иллюстриров. рукописи кон. 15 в. (т. н. Chigi codex). Большинство месс 4-голосные, две 5-голосные, одна 8-голосная. По методу композиции различают мессы на кантус фирмус и свободно сочинённые. В мессах 1-го типа в качестве кантус фирмус использованы: григорианские хоралы – в т. н. хоральных мессах, светские песни [анонимная «Вооружённый человек» («L’homme armé»)], собственные песни О. – в т. н. песенных мессах. Мессы 2-го типа: «Mi-mi» («Месса четвёртого тона»), 2 мессы «Без названия» («Sine nomine»), «Месса пятого тона», «Месса любого тона» («Missa cuiusvis toni»), «Месса пролаций» («Missa prolationum»). О. – автор первой сохранившейся многоголосной заупокойной мессы (реквиема).
Мотеты О. (достоверно известны 5, авторство ещё нескольких оспаривается) отличаются от месс лишь более скромными масштабами, среди них – «Ut heremita solus» («Как отшельник»), изысканный по технике, без подтекстовки, с загадочными лат. инструкциями к зашифрованному тенору. Тексты мотетов гл. обр. посвящены Богородице («Ave Maria», «Salve regina» и т. д.).
Многоголосные песни шансон – также полифонического склада, особую популярность приобрели «Беда со мной случилась» («Malheur me bat»; авторство О. оспаривается) и «Fors seulement», которые стали популярными темами для обработки в мессах.
О. – признанный мастер полифонии строгого стиля. Полифония О. (разнотемная и имитационная) основана на мелодиях строгих силлабических либо пышных мелизматических. Имитационная полифония О. заметно богаче по сравнению с предшественниками, включает разнообразные виды простых и канонических имитаций; контрапунктич. техника отличается изощрённостью. В мессе «Mi-mi» ход на квинту вниз «ми» – «ля» в басовом голосе начинает каждую из частей и выполняет роль «лейтмотива», причём каждая из двух нот приходится на слог mi в гексахорде в системе практиковавшейся во времена О. сольмизации (отсюда назв. мессы). В «Мессе пролаций» термин «пролация» используется как pars pro toto – часть в качестве целого, имеется в виду сочетание темпуса и пролации (см. в ст. Мензура); мелодия, размеренная в одной из таких пролаций, накладывается на мелодию, размеренную в др. пролации; упрощённо это можно представить как полиметрическое многоголосие, где у каждого голоса свой «тактовый размер» ($\frac{2}{4}$, $\frac{3}{4}$, $\frac{6}{8}$ и $\frac{9}{8}$). В этом сочинении нотированы только 2 голоса, остальные должны быть выведены самими певчими на основе ключей и обозначений мензуры. Кроме того, в канонах этой мессы интервал вступления 2-го голоса меняется последовательно от примы до октавы (такой принцип использовал затем И. С. Бах в «Гольдберг-вариациях»). Предположительно О. – автор 36-голосного мотета «Deo gratias», в котором возникают четыре 9-голосных канона, а в местах наложений образуется реальное 18-голосие.
Виртуозное владение ладами (модальными) О. продемонстрировал в «Мессе любого тона», где, используя смену ключей, певчие могут переходить в любой из четырёх церковных ладов (отсюда назв. мессы); при этом меняются высотные соотношения между звуками и, соответственно, их ладовые функции, что даёт эффект обновления гармонии. Исследователи (М. Хенце, В. Элдерс) отмечают в церковной музыке О. значит. роль числовых расчётов, которые обнаруживаются в муз. форме (количество и пропорции частей, использование Фибоначчи чисел). Фактура в сочинениях О. тщательно выверенная, гибкая, гармонические вертикали – чистые, трезвучные (хотя заключит. созвучие по-прежнему квинтоктавное). Худож. результат техники О. в целом – возвышенное, благородное, сбалансированное звучание.
О. прославился ещё при жизни: А. Бюнуа написал в его честь мотет «In hydraulis» (до 1467), И. Тинкторис в трактате «Об изобретении и применении музыки» (ок. 1481) назвал его первым в списке «современных» композиторов. После смерти О. удостоился нескольких хвалебных эпитафий – стихотворных (Эразм Роттердамский) и музыкальных (Плач на смерть Окегема Жоскена Депре). На него в первую очередь указывал Г. Глареан, говоря об искусстве написания канона.