Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РЕ́КВИЕМ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 28. Москва, 2015, стр. 358-359

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Н. Лебедев

РЕ́КВИЕМ (лат. requiem, от requies – по­кой, упо­кое­ние), за­упо­кой­ная мес­са; вы­со­кий жанр кон­церт­ной му­зы­ки, тра­ур­ная ора­то­рия. Тер­мин поя­вил­ся в эпо­ху ба­рок­ко, при­ме­ня­ет­ся толь­ко к тра­ур­ной ора­то­рии, ка­то­лич. бо­го­слу­же­ние по тра­ди­ции име­ну­ет­ся Missa pro defunctis (Мес­са за усоп­ших). На­бор тек­стов и их по­сле­до­ва­ние в обо­их слу­ча­ях не­по­сто­ян­ны. Обыч­но в Р. вхо­ди­ли: ин­тро­ит (вход­ной ан­ти­фон) «Requiem aeternam» («Веч­ный по­кой [да­руй им, Гос­по­ди]»; от­сю­да назв.); «Kyrie» (рас­пев 6-го то­на); гра­ду­ал «Requiem aeternam»; тракт «Ab­solve Domine» («Из­ба­ви, Гос­по­ди, [ду­ши всех усоп­ших вер­ных]»), се­к­вен­ция Dies irae (в ком­по­зи­тор­ском Р. её отд. стро­фы час­то оформ­ле­ны в обо­соб­лен­ные раз­де­лы); оф­фер­то­рий «Domine Jesu Christe» («Гос­по­ди Ии­су­се Хри­сте»), «Sanctus» (его раз­дел «Benedic­tus» ино­гда в ка­че­ст­ве отд. час­ти); «Agnus Dei»; ком­му­нио (при­ча­ст­ный ан­ти­фон) «Lux aeterna» («Свет веч­ный»); Р. мог за­клю­чать так­же рес­пон­со­рий «Li­be­ra me» («Из­ба­ви ме­ня, [Гос­по­ди, от смер­ти веч­ной]»). Ав­тор­ские (ком­по­зи­тор­ские) Р. ста­ли по­яв­лять­ся в 15 в.; пер­вые об­раз­цы – у фран­ко-флам. ком­по­зи­то­ров Й. Оке­ге­ма (ок. 1450; сохр. не пол­но­стью) и А. Брю­ме­ля (впер­вые с «Dies irae»). Со вре­ме­нем ав­тор­ские Р. пре­вра­ти­лись в кон­церт­ные со­чи­не­ния, при­уро­чен­ные не толь­ко к по­гре­бе­нию (как это бы­ло из­на­чаль­но), но и ко вся­ко­му дру­го­му тра­ур­но­му со­бы­тию (напр., Р. па­мя­ти жертв вой­ны, при­род­ной ка­та­ст­ро­фы и т. п.). В Но­вое вре­мя тра­диц. гри­го­ри­ан­ские рас­пе­вы ком­по­зи­то­ра­ми поч­ти не ис­поль­зо­ва­лись, от куль­то­вой фор­мы в ком­по­зи­тор­ских Р. со­хра­ни­лись лишь ка­но­нич. тек­сты – ори­ги­наль­ные (на ла­ты­ни) и пе­ре­вод­ные (на англ., нем. и др. язы­ках), а с 19 в. ста­ли при­ме­нять­ся и не­ка­но­ни­че­ские – биб­лей­ские и сво­бод­но со­чи­нён­ные. Ре­к­вие­мы со­чи­ня­ли мн. ком­по­зи­то­ры: в эпо­ху Воз­ро­ж­де­ния – ис­па­нец Т. Л. де Вик­то­рия, пор­ту­га­лец Д. Ло­бу, италь­я­нец Дж. П. да Па­ле­ст­ри­на, фла­ман­дец О. Лас­со, фран­цуз П. де ла Рю; в эпо­ху ба­рок­ко – не­мец Г. Шютц («Musikalische Exe­quien»), ав­ст­ри­ец Г. И. Ф. фон Би­бер, чех Я. Д. Зе­лен­ка, фран­цуз А. Кам­пра; в эпо­ху клас­си­ки – В. А. Мо­царт, М. (И. М.) Гайдн, Л. Ке­ру­би­ни; в 19 в. на­пи­са­ны «Не­мецкий ре­к­ви­ем» И. Брам­са, ре­к­вие­мы Г. Бер­лио­за, Дж. Вер­ди, Г. Фо­ре, А. Двор­жа­ка, в 20 в. – «Во­ен­ный ре­к­ви­ем» Б. Брит­те­на, «Requiem canticles» И. Ф. Стра­вин­ско­го, «Поль­ский ре­к­ви­ем» К. Пен­де­рец­ко­го, «Аме­ри­кан­ский ре­к­ви­ем» П. Хин­де­ми­та, «Кельт­ский ре­к­ви­ем» Дж. Та­ве­не­ра и др. В Рос­сии Р. пи­са­ли ред­ко: из­вест­ны ре­к­вие­мы О. А. Коз­лов­ско­го, А. В. Кас­таль­ско­го («Брат­ское по­ми­но­ве­ние»), Д. Б. Ка­ба­лев­ско­го, Э. В. Де­ни­со­ва, А. Г. Шнит­ке.

Лит. см. при ст. Мес­са.

Вернуться к началу