РЕ́КВИЕМ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
РЕ́КВИЕМ (лат. requiem, от requies – покой, упокоение), заупокойная месса; высокий жанр концертной музыки, траурная оратория. Термин появился в эпоху барокко, применяется только к траурной оратории, католич. богослужение по традиции именуется Missa pro defunctis (Месса за усопших). Набор текстов и их последование в обоих случаях непостоянны. Обычно в Р. входили: интроит (входной антифон) «Requiem aeternam» («Вечный покой [даруй им, Господи]»; отсюда назв.); «Kyrie» (распев 6-го тона); градуал «Requiem aeternam»; тракт «Absolve Domine» («Избави, Господи, [души всех усопших верных]»), секвенция Dies irae (в композиторском Р. её отд. строфы часто оформлены в обособленные разделы); офферторий «Domine Jesu Christe» («Господи Иисусе Христе»), «Sanctus» (его раздел «Benedictus» иногда в качестве отд. части); «Agnus Dei»; коммунио (причастный антифон) «Lux aeterna» («Свет вечный»); Р. мог заключать также респонсорий «Libera me» («Избави меня, [Господи, от смерти вечной]»). Авторские (композиторские) Р. стали появляться в 15 в.; первые образцы – у франко-флам. композиторов Й. Окегема (ок. 1450; сохр. не полностью) и А. Брюмеля (впервые с «Dies irae»). Со временем авторские Р. превратились в концертные сочинения, приуроченные не только к погребению (как это было изначально), но и ко всякому другому траурному событию (напр., Р. памяти жертв войны, природной катастрофы и т. п.). В Новое время традиц. григорианские распевы композиторами почти не использовались, от культовой формы в композиторских Р. сохранились лишь канонич. тексты – оригинальные (на латыни) и переводные (на англ., нем. и др. языках), а с 19 в. стали применяться и неканонические – библейские и свободно сочинённые. Реквиемы сочиняли мн. композиторы: в эпоху Возрождения – испанец Т. Л. де Виктория, португалец Д. Лобу, итальянец Дж. П. да Палестрина, фламандец О. Лассо, француз П. де ла Рю; в эпоху барокко – немец Г. Шютц («Musikalische Exequien»), австриец Г. И. Ф. фон Бибер, чех Я. Д. Зеленка, француз А. Кампра; в эпоху классики – В. А. Моцарт, М. (И. М.) Гайдн, Л. Керубини; в 19 в. написаны «Немецкий реквием» И. Брамса, реквиемы Г. Берлиоза, Дж. Верди, Г. Форе, А. Дворжака, в 20 в. – «Военный реквием» Б. Бриттена, «Requiem canticles» И. Ф. Стравинского, «Польский реквием» К. Пендерецкого, «Американский реквием» П. Хиндемита, «Кельтский реквием» Дж. Тавенера и др. В России Р. писали редко: известны реквиемы О. А. Козловского, А. В. Кастальского («Братское поминовение»), Д. Б. Кабалевского, Э. В. Денисова, А. Г. Шнитке.