Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ОФФЕРТО́РИЙ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 24. Москва, 2014, стр. 721

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Н. Лебедев

ОФФЕРТО́РИЙ (позд­не­лат. offertorium – при­но­ше­ние да­ров), 1) в ка­то­лич. и про­тес­тант­ском бо­го­слу­же­нии часть ли­тур­гии, во вре­мя ко­то­рой хлеб и ви­но для со­вер­ше­ния Ев­ха­ри­стии при­но­сят­ся на ал­тарь. Тра­ди­ци­он­но во вре­мя О. про­хо­дит сбор по­жерт­во­ва­ний сре­ди па­ст­вы (лат. collecta). 2) В ка­то­лич. бо­го­слу­же­нии при­уро­чен­ное к да­ро­при­но­ше­нию пес­но­пе­ние рес­пон­сор­но­го ти­па (см. Рес­пон­сор­ное пе­ние), вхо­дит в про­прий мес­сы. Ис­то­ри­че­ски (пред­по­ло­жи­тель­но с 7 в.) со­сто­ял из хо­ро­во­го реф­ре­на и псал­ма, сти­хи ко­то­ро­го рас­пе­ва­лись соль­но, че­ре­ду­ясь с со­кра­щён­ны­ми ре­фре­на­ми (repetenda). Сред­не­ве­ко­вые О. («Ave Maria», «Justitiae Domini», «Tol­li­te portas», «Tu es Petrus» и др.) от­ли­ча­лись изы­скан­ной ме­лиз­ма­ти­кой; для них ти­пич­ны эле­мен­ты ри­то­ри­ки му­зы­каль­ной и на­стоя­щая ме­ло­ди­че­ская раз­ра­бот­ка (по­вто­ры фраз, се­к­вен­ци­ро­ва­ние, рит­мич. вы­де­ле­ние наи­бо­лее вы­ра­зи­тель­ных мо­ти­вов и пр.). С позд­не­го Сред­не­ве­ко­вья и до совр. эта­па О. по­сте­пен­но со­кра­тил­ся до реф­ре­на. Ка­но­нич. тек­сты О. ле­жат в ос­но­ве мно­го­го­лос­ных мо­те­тов Дж. П. да Па­ле­ст­ри­ны (сб. «Оф­фер­тории ко все­му цер­ков­но­му го­ду», изд. в 1593), О. ди Лас­со (сре­ди раз­ных пес­но­пе­ний в со­ста­ве 2 сб-ков «Sac­rae cantiones», изд. в 1582 и 1585) и др.

Лит.: Dyer J. The offertory chant of the Roman liturgy and its musical form // Studi musicali. 1982. № 11; Hiley D. Western plainchant: a handbook. Oxf., 1993; Maloy R. Inside the offertory: aspects of chronology and transmission. N. Y., 2010.

Вернуться к началу