РЕСПОНСО́РНОЕ ПЕ́НИЕ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
РЕСПОНСО́РНОЕ ПЕ́НИЕ, исполнение вокальной музыки поочерёдно солистом и хором (ансамблем). Осн. принцип распева в традиц. католич. богослужении, наряду с антифонным пением (см. Григорианский хорал). Р. п. использовалось уже в др.-евр. богослужебной псалмодии (по Т. Бейли). Первые свидетельства о Р. п. на Западе восходят к Исидору Севильскому (7 в.). В католич. богослужении так исполнялись респонсории церковного оффиция (большой респонсорий утрени и др.), градуал, офферторий (до 12–13 вв.), аллилуйя мессы. Сольные разделы респонсорных форм, как правило, мелизматические (см. Мелизматическое пение), нередко содержат мотивно-тематич. разработку. Именно такие, трудные для запоминания, разделы раньше других стали фиксировать в ср.-век. певч. книгах – кантаториях. Респонсорная псалмодия существовала и в визант. богослужении. Эстетике рус. православного богослужения Р. п. в принципе не свойственно (его наследником можно считать лишь прокимен). В этномузыковедении термин употребляется типологически и относится к артефактам разл. письменных и устных культур (инд. киртана, афроамер. спиричуэл и др.).