Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РЕСПОНСО́РНОЕ ПЕ́НИЕ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 28. Москва, 2015, стр. 418

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




РЕСПОНСО́РНОЕ ПЕ́НИЕ, ис­пол­не­ние во­каль­ной му­зы­ки по­оче­рёд­но со­лис­том и хо­ром (ан­самб­лем). Осн. прин­цип рас­пе­ва в тра­диц. ка­то­лич. бо­го­слу­же­нии, на­ря­ду с ан­ти­фон­ным пе­ни­ем (см. Гри­го­ри­ан­ский хо­рал). Р. п. ис­поль­зо­ва­лось уже в др.-евр. бо­го­слу­жеб­ной псал­мо­дии (по Т. Бей­ли). Пер­вые сви­де­тель­ст­ва о Р. п. на За­па­де вос­хо­дят к Иси­до­ру Се­виль­ско­му (7 в.). В ка­то­лич. бо­го­служе­нии так ис­пол­ня­лись рес­пон­со­рии цер­ков­но­го оф­фи­ция (боль­шой рес­пон­со­рий ут­ре­ни и др.), гра­ду­ал, оф­фер­то­рий (до 12–13 вв.), ал­ли­луйя мес­сы. Соль­ные раз­де­лы рес­пон­сор­ных форм, как пра­ви­ло, ме­лиз­ма­ти­че­ские (см. Ме­лиз­ма­ти­че­ское пе­ние), не­ред­ко со­дер­жат мо­тив­но-те­ма­тич. раз­ра­бот­ку. Имен­но та­кие, труд­ные для за­по­ми­на­ния, раз­де­лы рань­ше дру­гих ста­ли фик­си­ро­вать в ср.-век. певч. кни­гах – кан­та­то­ри­ях. Рес­пон­сор­ная псал­мо­дия су­ще­ст­во­ва­ла и в ви­зант. бо­го­слу­же­нии. Эс­те­ти­ке рус. пра­во­слав­но­го бо­го­слу­же­ния Р. п. в прин­ци­пе не свой­ст­вен­но (его на­след­ни­ком мож­но счи­тать лишь про­ки­мен). В эт­ному­зы­ко­ве­де­нии тер­мин упот­реб­ля­ет­ся ти­по­ло­ги­че­ски и от­но­сит­ся к ар­те­фак­там разл. пись­мен­ных и уст­ных куль­тур (инд. кир­та­на, аф­роа­мер. спи­ри­чу­эл и др.).

Лит.: Bailey T. Antiphon and psalm in the Ambrosian office. Ottawa, 1994.

Вернуться к началу