ИСИДОР СЕВИЛЬСКИЙ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ИСИДО́Р СЕВИ́ЛЬСКИЙ, Исидор Испанский (лат. Isidorus Hispalensis) (между 560 и 570, Картаго-Нова, ныне Картахена, Испания – 4.4.636, Севилья), епископ Севильи (ок. 600–636), богослов, учёный-энциклопедист, один из учителей Церкви. Из влиятельной семьи, переселившейся в Севилью из Картаго-Новы. Старшие братья И. С., Леандр, еп. Севильский, и Фульгенций, еп. Астиги (Эсиха), а также сестра Флорентина впоследствии были причислены к лику святых. Образование получил в Севилье под рук. брата Леандра. Изучал предметы тривиума и квадривиума (см. Семь свободных искусств), владел лат., греч. и, возможно, еврейским языками. В области духовного воспитания также всецело находился под влиянием брата Леандра, одного из наиболее последовательных противников арианства, вдохновителя прокафолич. религ. политики короля Рекареда I (586–601), закреплённой 3-м Толедским собором (589). Ок. 589 принял постриг. Наследовав Леандру на Севильской кафедре (ок. 600), И. С. активно участвовал в политич. жизни Толедского гос-ва, являясь приверженцем и продолжателем политики старшего брата, направленной на внутреннюю этнич. и религ.-политич. консолидацию государства на основе кафолич. исповедания, формулировки концепта королевской власти и её отношения с епископатом. В русле этой политики принимались решения созванных при непосредственном участии И. С. 2-го Севильского (619) и особенно 4-го Толедского (633) соборов. На последнем, наряду с обсуждением вопросов литургии и церковной дисциплины, было вынесено определение об избрании короля общим собранием знати (primates gentis) и епископата (75-й канон). И. С. принадлежит также формулировка политич. этимологии королевской власти: для И. С. король – верный вершитель закона, а слова rex (царь) и recte (верно) – этимологич. константы одного явления. До самой кончины И. С. оказывал значит. влияние на политич. процессы в правление нескольких королей: Лиувы II, Виттериха, Гундемара, Сисебута (ученик И. С.), Рекареда II, Свинтилы и Сисенанда (узурпация которым престола не могла быть узаконена без согласия еп. Севильского), занимался просветительной деятельностью, способствовал организации библиотек и скрипториев. Будучи сторонником сохранения и приспособления античного культурного наследия к нуждам эпохи, собрал в Севилье богатейшую библиотеку, в которой Библия и сочинения отцов Церкви соседствовали с обширным собранием произведений языческих авторов. На 4-м Толедском соборе, по настоянию И. С., было принято решение об организации в каждой епархии при епископском соборе школы, в которой бы преподавались греч. и евр. языки, а также свободные искусства.
Лит. наследие И. С. составляют произведения самых разл. жанров: историч. соч. «О происхождении готов, царстве свебов и истории вандалов» («De origine Gothorum et regno Sueborum et Vandalorum»), собрание биографий выдающихся людей «О знаменитых мужах» («De viris illustribus»), трактат о небесных явлениях и о земле «О природе вещей» («De natura rerum»), словарь светских и церковных синонимов «Различия» («Differentiarum»), сочинения на разл. теологич. темы и др. Гл. лит. труд И. С.– «Этимологии, или Начала» («Etymologiae sive Origines»): грандиозная энциклопедия, состоящая из 20 книг и охватывающая все известные к тому времени области знания. Осн. лит. источниками для И. С. являлись сочинения отцов Церкви, лат. грамматиков Сервия (5 в.) и Элия Доната (4 в.). Каждый раздел книги начинается с определения или описания этимологии рассматриваемого понятия, отсюда происходит назв. произведения. В «Этимологиях» значит. разработку получили вопросы теории словесности и музыки. В 1–2-й книгах изложено учение о тропах и фигурах речи, о метрике, дано определение прозы, фабулы и др. понятий словесного иск-ва. Учение о музыке включено в 3-ю книгу. И. С. поддерживает 3-частную классификацию музыки по Кассиодору («гармоника», «ритмика» и «метрика») и по Августину [«гармоника», «органика» (музыка для духовых инструментов) и «метрика»]; пифагорейское представление о муз. гармонии как основе универсума нашло выражение в знаменитой фразе: «Без музыки никакое учение не может быть совершенным, ибо ничто не существует вне музыки» (кн. 3, гл. 17). В трактате И. С. «О церковных службах» содержится первое в зап.-европ. истории определение и характеристика антифонного и респонсорного пения. В средние века «Этимологии» И. С. были очень популярны (до нашего времени дошло св. 1000 рукописных экземпляров) и служили одним из гл. источников знаний о мире.
И. С. канонизирован Римско-католич. церковью в 1598, а в 1722 папой Римским Иннокентием XIII (1721–24) объявлен учителем Церкви. День памяти в зап. Церкви – 4 апреля.