КАССИОДО́Р ФЛАВИЙ МАГН АВРЕЛИЙ СЕНАТОР
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КАССИОДО́Р Флавий Магн Аврелий Сенатор (Flavius Magnus Aurelius Cassiodorus Senator) [ок. 484–490, Скилаций (ныне Скуиллаче, область Калабрия, Италия) – ок. 580–590, там же], готский гос. деятель, христианский писатель, просветитель.
Происходил из старинного знатного, возможно восточного (сирийского), рода. Обладая большими способностями, К. уже в юности проявил склонность к интеллектуальному труду и политич. деятельности. Сначала помогал отцу, занимавшему должность префекта претория при короле Одоакре. Ок. 507–511 К. был назначен квестором при остготском короле Теодорихе Великом, в 514 избран консулом, в 523–527 занимал пост магистра оффиций, с 533 – префекта претория. К. последовательно продолжал начатый Теодорихом политич. курс на слияние готского населения с римлянами и создание единого мощного государства, способного заменить прекратившую существование в 476 Зап. Рим. империю. К. покровительствовал развитию наук и образования. При поддержке папы Римского Агапита (535–536) он безуспешно пытался основать в Риме христианскую школу, где классич. рим. образование завершалось бы изучением Священного Писания и богословских дисциплин. К этому периоду относятся и первые сочинения К.: сб-к писем, указов от имени готских королей и др. типовых документов, опубликованный под общим назв. «Разное» («Variae»); «История готов» в 12 книгах (известна в пересказе Иордана); «Хроника» – изложение всемирной истории до 519, в которой давались списки консулов; стихотв. панегирики придворным («Laudes»).
Судьба К. круто изменилась в связи с начавшимся в 535 завоеванием Италии войсками имп. Юстиниана I. В 538 К. оставил политич. деятельность. В 540 покинул остготскую столицу Равенну и, по одной версии, вместе с пленённой готской знатью отправился в Константинополь, по другой – жил в Юж. Италии и Риме и лишь в 547 прибыл в Константинополь. В кон. 530-х – нач. 550-х гг. К. написал первые сочинения на религ. тему – трактат «О душе» («De anima») и «Толкование псалмов» («Expositio psalmorum»).
После 554, вернувшись в Италию, К. удалился в своё фамильное имение Скилаций, где основал монашескую общину, получившую назв. Виварий (Vivarium). Он стал настоятелем этого монастыря, открыл в нём школу, библиотеку и скрипторий. В Виварии монахи не только вели подвижническую жизнь и упражнялись в добродетелях, но и посвящали немало времени изучению светских и религ. наук по программе, составленной для них ок. 562 самим К. и отражённой в его соч. «Наставления в науках божественных и светских» (известно под кратким назв. «Institutiones»). Первая часть сочинения посвящена изложению Закона Божия, толкованию Священного Писания, а также обзору христианских писателей; вторая – семи «свободным искусствам». Одним из гл. послушаний монахов было переписывание древних рукописей, благодаря чему удалось сохранить множество памятников античной и христианской культуры. Сам К. написал руководство для переписчиков «Об орфографии». В Виварии занимались также переводами с греч. яз. на латынь (сочинения Иосифа Флавия, Иоанна Златоуста и др.). В конце жизни, сложив с себя обязанности настоятеля и став простым монахом, К. предался лит. занятиям. Сочинения К., написанные в этот период, посвящены библеистике и экзегетике (толкования на Послания ап. Павла, Деяния апостолов, Откровение Иоанна Богослова), а также церковной истории («Трёхчастная история», основанная на трудах греч. авторов Феодорита Кирского, Сократа Схоластика и Созомена).
К. внёс большой вклад в дело сохранения греко-рим. культуры и образованности, его труды на протяжении столетий служили учебными пособиями в европ. школах. Виварий, хотя и прекратил существование вскоре после смерти К., стал образцом для всех раннесредневековых центров учёности и образования, а переписанные там рукописи получили распространение по всему христианскому Западу.
К. сыграл также важную роль в формировании ср.-век. теории музыки. В муз. науке, понимаемой как античное учение о «мусическом», он выделял гармонику (изучает всё, что относится к звуковысотности; близко совр. пониманию гармонии как муз. науки), ритмику (изучает связь стиха и мелоса, т. е. вокальную музыку в совр. понимании) и метрику (наука о стихосложении). Муз. инструменты К. делил на 3 класса: ударные (percussionalia), струнные щипковые (tensibilia) и духовые (inflatilia). Значит. часть учения о музыке К. посвящена ладам, их интервальной структуре и этосу. Традиц. античные описания муз. аффектов переплетаются у К. с «новыми» христианскими. Влияние К. (определение музыки, классификации, терминология) испытал Исидор Севильский, а также мн. др. ср.-век. учёные (особенно начиная с каролингской эпохи).