СЕМЬ СВОБО́ДНЫХ ИСКУ́ССТВ
-
Рубрика: Образование
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СЕМЬ СВОБО́ДНЫХ ИСКУ́ССТВ (лат. Septem Artes Liberales), цикл дисциплин, составлявших основу античной (греко-римской) и средневековой систем образования. Включали: грамматику, диалектику (логику), риторику, которые представляли низшую ступень, «троепутье» познания – тривиум; арифметику, геометрию, музыку и астрономию – высшую ступень познания, «четверопутье» – квадривиум. В Древней Греции образование имело универсальный характер. В эллинистич. эпоху преподавание «свободных искусств» было дополнено практикой интерпретации текстов выдающихся поэтов, писателей и философов, а также включением сведений математич. и естеств.-науч. характера. Римляне расширили «систему свободных искусств» за счёт введения новых дисциплин. На рубеже античности и Средневековья Боэцием было дано развёрнутое теоретич. обоснование и подробное изложение квадривиума как высшей ступени С. с. и.; ему же принадлежит и сам лат. термин «квадривиум».
В ср.-век. Зап. Европе образованным человеком мог считаться только тот, кто изучил курс С. с. и., сначала – в общеобразоват. школах, более глубоко – в ун-тах на «факультетах искусств», составлявших начальную ступень высшего образования. «Свободным искусствам» были посвящены сочинения не только выдающихся педагогов Средневековья (Винсента из Бове, Гуго Сен-Викторского и др.), но и худож. произведения (напр., поэма «Битва семи искусств» А. д’Андели; 13 в.). Аллегорич. фигуры «свободных искусств» – Грамматики, Риторики, Диалектики, Арифметики, Музыки и выдающихся наставников в этих искусствах изображались на стенах ср.-век. соборов. С. с. и. входили и в образоват. куррикулум эпохи Возрождения, однако по мере развития дисциплин, определивших традицию классического образования, «свободные искусства» постепенно оттеснялись на периферию.