Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СЕМЬ СВОБО́ДНЫХ ИСКУ́ССТВ

  • рубрика

    Рубрика: Образование

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 29. Москва, 2015, стр. 740

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. И. Уколова

СЕМЬ СВОБО́ДНЫХ ИСКУ́ССТВ (лат. Septem Artes Liberales), цикл дис­ци­п­лин, со­став­ляв­ших ос­но­ву ан­тич­ной (гре­ко-рим­ской) и сред­не­ве­ко­вой сис­тем об­ра­зо­ва­ния. Вклю­ча­ли: грам­ма­ти­ку, диа­лек­ти­ку (ло­ги­ку), ри­то­ри­ку, ко­то­рые пред­став­ля­ли низ­шую сту­пень, «трое­пу­тье» по­зна­ния – три­ви­ум; ариф­ме­ти­ку, гео­мет­рию, му­зы­ку и ас­тро­но­мию – выс­шую сту­пень по­зна­ния, «чет­ве­ро­пу­тье» – квад­ри­ви­ум. В Древ­ней Гре­ции об­ра­зо­ва­ние име­ло уни­вер­саль­ный ха­рак­тер. В эл­ли­ни­стич. эпо­ху пре­по­да­ва­ние «сво­бод­ных ис­кусств» бы­ло до­пол­не­но прак­ти­кой ин­тер­пре­та­ции тек­стов вы­даю­щих­ся по­этов, пи­са­те­лей и фи­ло­со­фов, а так­же вклю­че­ни­ем све­де­ний ма­те­ма­тич. и ес­теств.-на­уч. ха­рак­те­ра. Рим­ля­не рас­ши­ри­ли «сис­те­му сво­бод­ных ис­кусств» за счёт вве­де­ния но­вых дис­ци­п­лин. На ру­бе­же ан­тич­но­сти и Сред­не­ве­ко­вья Бо­эци­ем бы­ло да­но раз­вёр­ну­тое тео­ре­тич. обос­но­ва­ние и под­роб­ное из­ло­же­ние квад­ри­виу­ма как выс­шей сту­пе­ни С. с. и.; ему же при­над­ле­жит и сам лат. тер­мин «квад­ри­ви­ум».

В ср.-век. Зап. Ев­ро­пе об­ра­зо­ван­ным че­ло­ве­ком мог счи­тать­ся толь­ко тот, кто изу­чил курс С. с. и., сна­ча­ла – в об­ще­об­ра­зо­ват. шко­лах, бо­лее глу­бо­ко – в ун-тах на «фа­куль­те­тах ис­кусств», со­став­ляв­ших на­чаль­ную сту­пень выс­ше­го об­ра­зо­ва­ния. «Сво­бод­ным ис­кус­ст­вам» бы­ли по­свя­ще­ны со­чи­не­ния не толь­ко вы­даю­щих­ся пе­да­го­гов Сред­не­ве­ко­вья (Вин­сен­та из Бо­ве, Гу­го Сен-Вик­тор­ско­го и др.), но и ху­дож. про­из­ве­де­ния (напр., по­эма «Бит­ва се­ми ис­кусств» А. д’Андели; 13 в.). Ал­ле­го­рич. фи­гу­ры «сво­бод­ных ис­кусств» – Грам­ма­ти­ки, Ри­то­ри­ки, Диа­лек­ти­ки, Ариф­ме­ти­ки, Му­зы­ки и вы­даю­щих­ся на­став­ни­ков в этих ис­кус­ст­вах изо­бра­жа­лись на сте­нах ср.-век. со­бо­ров. С. с. и. вхо­ди­ли и в об­ра­зо­ват. кур­ри­ку­лум эпо­хи Воз­ро­ж­де­ния, од­на­ко по ме­ре раз­ви­тия дис­ци­п­лин, оп­ре­де­лив­ших тра­ди­цию клас­си­че­ско­го об­ра­зо­ва­ния, «сво­бод­ные ис­кус­ст­ва» по­сте­пен­но от­тес­ня­лись на пе­ри­фе­рию.

Лит.: Abсlson Р. The seven liberal arts. N. Y., 1972; Уко­ло­ва В. И. Позд­ний Рим: пять порт­ре­тов. М., 1992; она же. «По­след­ний рим­ля­нин» Бо­эций. 2-е изд. М., 2010.

Вернуться к началу