БОЭ́ЦИЙ АНИЦИЙ МАНЛИЙ ТОРКВАТ СЕВЕРИН
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БОЭ́ЦИЙ Аниций Манлий Торкват Северин (Anicius Manlius Severinus Boethius) (ок. 480, Рим – ок. 525, Тицин, ныне Павия), римский философ, государственный деятель, христианский богослов, святой католической церкви. Происходил из знатного римского рода Анициев. Осиротев в детстве, был усыновлён Квинтом Симмахом, консулом, затем главой сената и префектом Рима. Учился предположительно в Александрии, Риме или Равенне – с 493 столице остготского короля Теодориха Великого. Женился на дочери Симмаха. Сделал при Теодорихе блестящую карьеру: в 510 консул, в 522 magister officiorum – фактически первый министр королевства. К этому времени Б. – самый известный ритор и философ Италии. В 523/524 по обвинению в государственной измене приговорён к тюремному заключению, затем казнён. Б. обвинялся в том, что: 1) стремился вернуть Риму утраченную свободу; 2) пытался защитить сенаторов путём сокрытия документов, уличающих их в «оскорблении величества» Теодориха; 3) занимался магией и осквернял святыни (первые два пункта сам Б. признал справедливыми).
Созданное в тюрьме самое известное сочинение Б. – «Утешение философией» («Consolatio philosophiae», рус. пер. 1990) написано в характерной для латинской литературы форме сатуры и отличается большим жанровым разнообразием: стихи различных размеров сочетаются с риторически украшенной прозой. Сочинение имеет форму диалога между узником Боэцием и Философией, явившейся в темницу в виде прекрасной дамы; оно стало одним из самых популярных философских сочинений в Европе. Кроме того, Б. – автор 5 богословских трактатов, имеющих ярко выраженный логико-философский характер; важнейший из них – «О Троице» («De Trinitate»), написанный под влиянием Августина и рассматривающий с помощью аристотелевских категорий вопрос о единстве Божественной сущности и троичности Лиц (полное название «Каким образом Троица есть единый Бог, а не три бога»). В полемическом трактате «Против Евтихия и Нестория», или «О лице и двух природах» («De persona et duabus naturis»), даются определения понятий христианской догматики. Б. перевёл на латинский язык основные логические трактаты Аристотеля, а также «Введение» Порфирия к «Категориям» Аристотеля, составил комментарии к этим сочинениям, написал ряд самостоятельных трактатов по логике и учебные руководства по всем дисциплинам квадривия (сохранились «Основы арифметики» и «Основы музыки»).
Б. чётко различал жанры философствования, строго придерживаясь манеры изложения, языка, строя аргументации и метода, принятого для протрептика или римского «утешения», комментария, учебника или богословского исследования. Он признанный учитель католической церкви, однако в его «Утешении философией» нет ни единого намёка на христианский образ мыслей, так что одно время допускалось даже существование двух Боэциев – автора богословских трактатов и автора остальных сочинений. Б. видел свою задачу в том, чтобы латинизировать греческую философию – Платона, Аристотеля и неоплатоников, укрепив тем самым римскую культуру и государственность перед лицом варварского завоевания. Как богослов он стремился перенести на латинскую почву тонкие различения греческого богословия (никейского и халкидонского) в учениях о Троице и об ипостаси и природах Христа.
Б. первым разработал латинскую терминологию бытия, что требовалось для изложения тринитарных и христологических проблем, обсуждавшихся на Вселенских соборах, а также для комментирования аристотелевских трактатов. В существующей вещи Б. различает «бытие» (esse) и «то, что есть» (id quod est), «сущность» (essentia; часто Б. обозначает это калькой с греческого τò τί ἦν εἶναι – id quod est esse). Чистое («простое») бытие, благодаря причастности которому существует всё, что существует, – это высшее благо, Бог; по формуле Б., «бытие и благо обратимы» (ens et bonum convertuntur). Только в Боге бытие и сущность тождественны. Самостоятельно существующие индивидуальные вещи Б. называет субстанциями (у Аристотеля они назывались «первыми сущностями»); только они выступают носителями акциденций. Общие понятия, роды и виды (аристотелевские «вторые сущности»), которые Б. назвал «универсалиями» (общностями, или целостностями), не существуют субстанциально, т. к. не несут акциденций. Б. чётко формулирует трудности, связанные с решением вопроса об онтологическом статусе общих понятий, положив начало позднейшему спору между представителями реализма и номинализма: реальные ли вещи (res) универсалии или только имена (nomina)? Наконец, Б. первым выделяет ещё один способ бытия – личный, присущий Богу, ангелам и людям; он даёт первое на Западе определение личности: «личность есть неделимая субстанция разумной природы» (persona est naturae rationalis individua substantia). В Боге, единственном и абсолютно едином, все модусы бытия совпадают. Такая всесовершенная полнота бытия во всех его отношениях, целокупность бытия без ущерба и частичности есть вечность (aeternitas). Для обозначения бесконечного времени Б. вводит латинский неологизм sempiternitas – «всегдашность».
Для латинского Средневековья Б. – один из главных наставников в античной философии и логике, а также арифметике, музыке, риторике. Вплоть до 14 в. он считался «summus philosophus» – «главным философом». День памяти Б. в Западной церкви – 23 октября.
«Основы музыки» – важнейший памятник музыкальной и философско-эстетической мысли римской античности (4 книги сохранились полностью, 5-я книга частично). Историческая заслуга Б. состоит в том, что он ясным и доступным языком передал европейской цивилизации древнегреческое знание о музыке; никакой другой труд о музыке не переписывался в таком объёме (известно св. 150 списков) и не толковался столь тщательно и многообразно с 9 в. до нач. 17 в. Основные источники Б. – пифагорейские: Никомах (возможно, его утерянный трактат «Введение в музыку») и Птолемей; неоднозначны отношения Б. с Аристоксеном: полемизируя с ним, Б. использует отдельные аспекты его учения (напр., классификация видов человеческого голоса). Для истории музыки важное значение имели классификация «родов музыки» (mundana – «мировая»; humana – «человеческая»; instrumentalis – «инструментальная», т. е. любая музыка, в т. ч. вокальная, которую производит человек) и особенно разделение музыкантов по роду их деятельности – на теоретиков (тех, кому «свойственна способность суждения о ладах и ритмах, о родах песнопений, о смешениях [родов], а равно и о стихах поэтов») и исполнителей (тех, кто «не только не приводят разумного основания своей деятельности, но и начисто лишены созерцательной способности»). Среди категорий музыки, детально рассмотренных Б., – «музыкальные» числа и пропорции (полная латинская классификация и узус), роды интервальных систем, нотация (по Алипию), лады (в т. ч. фундаментальная проблема их генезиса из видов октавного консонанса).