Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГРАММА́ТИКА

  • рубрика

    Рубрика: Языкознание

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 7. Москва, 2007, стр. 613-614

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. А. Крылов

ГРАММА́ТИКА (от греч. γραμματιϰή τέχνη, букв. – нау­ка о пись­ме, от γράμμα – напи­сан­ное), 1) грам­ма­ти­чес­кий строй (сис­те­ма) – со­во­куп­ность за­ко­но­мер­но­стей к.-л. язы­ка, ре­гу­ли­рую­щих пра­виль­ность по­строе­ния зна­чи­мых ре­че­вых от­рез­ков (слов, вы­ска­зы­ва­ний, тек­стов).

Центр. час­ти Г. – мор­фо­ло­гия (пра­ви­ла по­строе­ния слов из мень­ших зна­чи­мых еди­ниц – мор­фем и пра­ви­ла об­ра­зо­ва­ния и по­ни­ма­ния грам­ма­ти­чес­ких форм слов) и син­так­сис (пра­ви­ла по­строе­ния вы­ска­зы­ва­ний из слов), а так­же про­ме­жу­точ­ная сфе­ра мор­фо­син­так­си­са [пра­вил ком­би­на­ции и рас­по­ло­же­ния кли­тик, слу­жеб­ных слов, вспо­мо­гат. слов (см. Сло­во, Ана­ли­тизм в язы­ко­зна­нии), по­строе­ния ана­ли­тич. форм]. Обыч­но в Г. вклю­ча­ют так­же сло­во­об­ра­зо­ва­ние и грам­ма­тич. се­ман­ти­ку, ино­гда – мор­фо­но­ло­гию; лек­си­ку и фо­не­тич. строй язы­ка (см. Фо­не­ти­ка) ча­ще вы­но­сят за пре­де­лы Г. Гра­ни­цы меж­ду мор­фо­ло­ги­ей и син­так­си­сом яв­ля­ют­ся чёт­ки­ми лишь для син­те­ти­чес­ких язы­ков (в осо­бен­но­сти для флек­тив­ных язы­ков); в агглю­ти­на­тив­ных язы­ках­ эти гра­ни­цы не­сколь­ко раз­мы­ты, а в изоли­рую­щих язы­ках­ и инкор­по­ри­рую­щих язы­ках­ по­чти нео­щу­ти­мы. Важ­ней­шие еди­ни­цы Г. (грам­ма­ти­чес­кие еди­ни­цы) – мор­фе­ма, сло­во, синтаг­ма­, предложение­ и текст. Они ха­рак­те­ри­зу­ют­ся оп­ре­де­лён­ны­ми грам­ма­ти­чес­ки­ми зна­че­ния­ми и об­ла­да­ют грам­ма­тич. фор­ма­ми.

Внут­ри Г. вы­деля­ют­ся: грам­ма­тич. па­ра­диг­ма­ти­ка – сход­ст­ва и раз­ли­чия грам­ма­тич. еди­ниц, их объ­е­ди­не­ния, с од­ной сто­ро­ны, в грам­ма­тич. па­ра­диг­мы на ос­но­ве грам­ма­тич. про­ти­во­пос­тав­ле­ний при лек­сич. тож­де­ст­ве (напр., стол, сто­ла, сто­лу, сто­лом и т. д.) и, с дру­гой сто­ро­ны – в грам­ма­ти­че­ские клас­сы на ос­но­ве грам­ма­тич. сходств при лек­сич. раз­ли­чи­ях (напр., сто­лом, до­мом, го­ро­дом, че­ло­ве­ком и т. п.); грам­ма­тич. син­таг­ма­ти­ка – со­че­тае­мость грам­ма­тич. еди­ниц друг с дру­гом – мор­фем в со­ста­ве сло­ва, слов в со­ста­ве син­таг­мы, син­тагм в со­ста­ве пред­ло­же­ния, пред­ло­же­ний в со­ста­ве тек­ста.

Г. и лек­си­ка тес­но взаи­мо­свя­за­ны. В ис­то­рич. пла­не эта связь про­яв­ля­ет­ся в лек­си­ка­ли­за­ции («за­сты­ва­нии») грам­ма­тич. форм (в пе­ре­хо­де форм в сло­ва или сво­бод­ных со­че­та­ний во фра­зео­ло­гиз­мы) и в грам­ма­ти­ка­ли­за­ции (в пе­ре­хо­де слов в грам­ма­тич. по­ка­за­те­ли – сна­ча­ла во вспо­мо­гат. и слу­жеб­ные сло­ва, а за­тем в аф­фик­сы). Эта связь про­яв­ля­ет­ся и во взаи­мо­дей­ст­вии лек­сич. зна­че­ний с грам­ма­ти­че­ски­ми, во вза­им­ной функ­цио­наль­ной ком­пен­са­ции лек­сич. и грам­ма­тич. средств: лек­си­ка мо­жет ком­пен­си­ро­вать ла­ку­ны в Г. (в ча­ст­но­сти, при суп­пле­ти­виз­ме, при за­ме­не слов с де­фект­ной па­ра­диг­мой их си­но­ни­ма­ми, при упот­реб­ле­нии слов в по­лу­слу­жеб­ной функ­ции), а Г. мо­жет ком­пен­си­ро­вать ла­ку­ны в лек­си­ке (при кон­вер­сии, транс­по­зи­ции, ис­поль­зо­ва­нии грам­ма­тич. средств в раз­ли­чит. функ­ции).

2) Раз­дел язы­ко­зна­ния, изу­чаю­щий грам­ма­тич. строй язы­ка, за­ко­но­мер­но­сти по­строе­ния пра­виль­ных ос­мыс­лен­ных ре­че­вых от­рез­ков на этом язы­ке (сло­во­форм, син­тагм, пред­ло­же­ний, тек­стов). Эти за­ко­но­мер­но­сти Г. фор­му­ли­ру­ет в ви­де об­щих грам­ма­ти­че­ских пра­вил.

Центр. час­тя­ми Г. в этом зна­че­нии тра­ди­ци­он­но яв­ля­ют­ся уче­ние о час­тях ре­чи и их грам­ма­ти­че­ских ка­те­го­ри­ях, а так­же уче­ние об об­щих пра­ви­лах со­че­та­ния слов в бо­лее про­тя­жён­ные един­ст­ва (сло­во­со­че­та­ния, пред­ло­же­ния) и о струк­ту­ре этих ре­че­вых единств (см. Син­так­сис).

Г. син­те­тич. язы­ков вклю­ча­ет в се­бя мор­фо­ло­гию как нау­ку о пра­ви­лах по­строе­ния слов из мор­фем и син­так­сис как нау­ку о пра­ви­лах по­строе­ния вы­ска­зы­ва­ний из слов, а так­же про­ме­жу­точ­ную ме­ж­ду мор­фо­ло­ги­ей и син­так­си­сом сфе­ру мор­фо­син­так­си­са, изу­чаю­ще­го по­ве­де­ние кли­тик, слу­жеб­ных слов, ком­по­нен­тов ана­ли­тич. форм.

Се­ман­ти­ка, лек­си­ко­ло­гия и фо­не­ти­ка, как пра­ви­ло, не вклю­ча­ют­ся в Г. (и про­ти­во­пос­тав­ля­ют­ся ей). Од­на­ко в не­ко­то­рых кон­цеп­ци­ях Г. её сфе­ра по­ни­ма­ет­ся рас­ши­рен­но – Г. «аб­сор­би­ру­ет» со­от­вет­ст­вую­щие пред­мет­ные об­лас­ти этих на­уч. дис­ци­п­лин. В неё вхо­дят грам­ма­ти­че­ская се­ман­ти­ка, мор­фо­но­ло­гия (вклю­чаю­щая сег­мент­ную мор­фо­ноло­гию, ак­цен­то­ло­гию и ин­то­но­ло­гию – нау­ку об ин­то­на­ции) и де­ри­ва­то­ло­гия (нау­ка о сло­во­об­ра­зо­ва­нии), ле­жа­щие на гра­ни Г. и, со­от­вет­ст­вен­но, се­ман­ти­ки, фо­не­ти­ки и лек­си­коло­гии. Од­на­ко и по­ни­мае­мая бо­лее уз­ко, Г. тес­но свя­за­на с лек­си­ко­ло­ги­ей (по­сколь­ку изу­ча­ет грам­ма­тич. свой­ст­ва слов), а так­же с та­ки­ми раз­де­ла­ми язы­ко­зна­ния, как ор­фо­эпия (и, ши­ре, фо­не­ти­ка), т. к. ис­сле­ду­ет зву­ко­вые сред­ст­ва вы­ра­же­ния зна­че­ний и про­из­но­ше­ние грам­ма­тич. форм, ор­фо­гра­фия, посколь­ку ох­ва­ты­ва­ет их пра­во­пи­са­ние, сти­ли­сти­ка, т. к. опи­сы­ва­ет сти­ле­вые за­ко­но­мер­но­сти упот­реб­ле­ния грам­ма­тич. форм в раз­ных жан­рах ре­чи.

Вы­де­ля­ет­ся неск. на­прав­ле­ний грам­ма­тич. ис­сле­до­ва­ний. Раз­ра­ба­ты­ва­ют­ся уче­ние о грам­ма­ти­че­ских сред­ст­вах (грам­ма­тич. по­ка­за­те­лях и их фор­маль­ных ти­пах – грам­ма­тич. спо­со­бах) – фор­маль­ная (или по­верх­но­ст­ная) Г. и уче­ние о грам­ма­ти­че­ских зна­че­ни­ях – функ­цио­наль­ная (или глу­бин­ная) Г., пред­став­ляю­щая со­бой зо­ну пе­ре­се­че­ния Г. и се­ман­ти­ки (грам­матич. се­ман­ти­ку).

Уни­вер­саль­ная грам­ма­ти­ка раз­ра­ба­ты­ва­ет по­ня­тия, с по­мо­щью ко­то­рых мож­но опи­сы­вать грам­ма­тич. строй раз­ных язы­ков ми­ра, а ча­ст­ная Г. изу­ча­ет грам­ма­тич. строй отд. язы­ков, а так­же их групп и се­мей.

Син­хрон­ная Г. опи­сы­ва­ет один язык на не­ко­то­ром эта­пе его су­ще­ст­во­ва­ния (в 19 в. та­кую Г. обыч­но на­зы­вали опи­са­тель­ной); ис­то­ри­че­ская (ди­а­хро­ни­че­ская) Г. срав­ни­ва­ет раз­ные ис­торич. эта­пы раз­ви­тия это­го язы­ка, вы­яв­ляя ис­то­рич. из­ме­не­ния и сдви­ги в сис­те­ме грам­ма­тич. форм и кон­ст­рук­ций. Раз­но­вид­ность по­след­ней – срав­ни­тель­но-ис­то­ри­че­ская (срав­ни­тель­ная) Г., ис­сле­дую­щая про­ис­хо­ж­де­ние це­лой груп­пы или се­мьи родств. язы­ков-по­том­ков из од­но­го ис­точ­ни­ка – пра­язы­ка.

Совр. ме­то­ды Г. бе­рут своё на­ча­ло в ин­дий­ской язы­ко­вед­чес­кой тра­ди­ции (в тру­дах Па­ни­ни сер. 1-го тыс. до н. э.). Си­сте­ма по­ня­тий и ка­те­го­рий совр. Г., в т. ч. тер­ми­но­ло­гия (назв. ча­стей ре­чи, па­де­жей и т. д.), вос­хо­дит к антич­ной язы­ко­вед­чес­кой тра­ди­ции­. Гре­ко-лат. грам­ма­тич. тео­рия че­рез позд­не­ла­тин­скую Г. (До­нат, Прис­ци­ан) бы­ла ус­вое­на ев­роп. фи­ло­ло­га­ми Возрож­де­ния­ и Прос­ве­ще­ния (напр., ав­то­ра­ми пер­вых цер­ков­но­сла­вян­ских Г. кон. 16 в.); при этом в Г. жи­вых язы­ков бы­ли пе­ре­не­се­ны по­ня­тия и ка­те­го­рии лат. Г. В 17–18 вв. зна­чи­тель­но воз­ра­ста­ет ин­те­рес к ло­ги­ко-фи­лос. ос­но­вам тео­рии Г. (проб­ле­ма уни­вер­саль­ной, или все­об­щей, Г.). Раз­ви­тие ти­по­ло­гич. ис­сле­до­ва­ний и со­з­да­ние пер­вых мор­фо­ло­гич. клас­си­фи­ка­ций язы­ков ми­ра (нач. 19 в.) да­ли тол­чок к соз­да­нию диф­фе­рен­ци­ров. по­ня­тий­ных си­стем для опи­са­ния язы­ков раз­но­го строя; си­сте­ма­тич. ра­бота в этом на­прав­ле­нии бы­ла на­ча­та Х. Штейн­та­лем и про­дол­же­на пред­ста­ви­те­ля­ми младо­грам­ма­тиз­ма­. Ос­во­бож­де­ние Г. но­вых язы­ков от прин­ци­пов опи­са­ния, свой­ствен­ных гре­ко-лат. грам­ма­тич. тра­ди­ции, про­ис­хо­ди­ло в сер. 19 – сер. 20 вв. Это­му спо­соб­ство­ва­ли пред­ста­ви­те­ли пси­хо­ло­ги­чес­ко­го на­прав­ле­ния в язы­ко­зна­нии и мла­до­грам­ма­тиз­ма, а в 20 в. – структур­ной линг­ви­сти­ки­. В част­но­сти, в рус. Г. бы­ла ис­поль­зо­ва­на грам­ма­тич. си­сте­ма, раз­ра­бо­тан­ная Ф. Ф. Форту­на­то­вым­. Осн. ли­нии раз­ви­тия Г. в 20 в. ка­са­лись не столь­ко ме­то­ди­ки опи­са­ния кон­крет­ных язы­ков (хо­тя и этой сто­ро­не уде­ля­лось до­ста­точ­ное вни­ма­ние, напр. в рам­ках дес­крип­тив­ной линг­ви­сти­ки), сколь­ко проб­ле­мам тео­рии грам­ма­ти­ки.

3) На­уч­ное про­из­ве­де­ние, опи­сы­ваю­щее грам­ма­тич. строй язы­ка; пред­став­ля­ет со­бой плод ра­бо­ты учё­ных, за­ни­маю­щих­ся Г. как нау­кой.

В за­ви­си­мо­сти от то­го, к ка­кой ау­ди­то­рии они об­ра­ще­ны, вы­де­ля­ют­ся Г. учеб­ные и на­уч­ные, школь­ные и ака­де­ми­ческие, Г. род­но­го язы­ка (для но­си­те­лей язы­ка) и изу­чае­мо­го чу­жо­го язы­ка [напр., рус. Г. («Grammatica russica») Г. В. Лу­доль­фа (1696) для ев­ро­пей­цев, изу­чаю­щих рус. яз.], Г. для лю­дей и для ком­пь­ю­те­ров.

С точ­ки зре­ния пред­ме­та опи­са­ния раз­ли­ча­ют од­но­языч­ные, со­пос­та­ви­тель­ные и ис­то­ри­че­ские (в т. ч. срав­ни­тель­но-ис­то­ри­че­ские, или срав­ни­тель­ные) Г. Напр., «Рос­сий­ская грам­ма­ти­ка» М. В. Ло­мо­но­со­ва (1755, опубл. в 1757), 2-том­ная «Грам­ма­ти­ка рус­ско­го язы­ка» (1952–1954), вы­шед­шая под ред. В. В. Ви­но­гра­до­ва и Л. В. Щер­бы, «Грам­ма­ти­ка со­вре­мен­но­го рус­ско­го ли­те­ра­тур­но­го язы­ка» (1970) и «Рус­ская грам­ма­ти­ка» (1980) в 2 то­мах (обе под ред. Н. Ю. Шве­до­вой; пос­лед­няя опубл. так­же на ин­тер­нет-сай­те http://rusgram.narod.ru/) яв­ля­ют­ся од­но­языч­ны­ми. При­ме­ры со­пос­та­ви­тель­ных Г.: из­дан­ная в Бра­ти­сла­ве кни­га А. В. Иса­чен­ко «Грам­ма­ти­че­ский строй рус­ско­го язы­ка в со­пос­тав­ле­нии со сло­вац­ким. Мор­фо­ло­гия» (т. 1–2, 1954–60), вы­шед­шая в Пра­ге «Рус­ская грам­ма­ти­ка» (под ред. Е. Бе­ли­чо­вой-Кржиж­ко­вой и О. Леш­ки, 1979). К ис­то­ри­че­ским Г. от­но­сят­ся, напр., «Ис­то­ри­че­ская грам­ма­ти­ка рус­ско­го язы­ка» Ф. И. Бус­лае­ва (1959), од­но­им. кни­га В. И. Бор­ков­ско­го и П. С. Куз­не­цо­ва (1965) и др. «Срав­ни­тель­ная грам­ма­ти­ка сла­вян­ских язы­ков» франц. учёно­го А. Вай­я­на, 5 то­мов ко­то­рой вы­шли на франц. яз. в 1950–77, яв­ля­ет­ся срав­ни­тель­но-ис­то­ри­че­ской.

Грам­ма­тич. опи­са­ние мо­жет от­вле­кать­ся от фак­тов фо­не­ти­ки и лек­си­ко­ло­гии (при уз­ком под­хо­де к по­ни­ма­нию пред­ме­та Г.) или, на­про­тив, вклю­чать их (при ши­ро­ком под­хо­де). Г., пре­тен­дую­щая на пол­но­ту и яс­ность, стре­мит­ся быть мак­си­маль­но со­гла­со­ван­ной с грам­ма­тич. по­ме­та­ми при сло­вах, вхо­дя­щих в при­ла­гае­мый к этой Г. сло­варь (та­кое опи­са­ние язы­ка на­зы­ва­ют ин­те­граль­ным); см. Грам­ма­ти­че­ские сло­ва­ри.

С точ­ки зре­ния опи­сы­вае­мой фор­мы ре­чи Г. уст­ной ре­чи про­ти­во­пос­тав­ле­ны Г. пись­мен­ной ре­чи.

Г. мо­жет быть на­прав­ле­на от форм к зна­че­ни­ям (пас­сив­ная, или ре­цеп­тив­ная, Г.) или от зна­че­ний к фор­мам (ак­тив­ная, или про­дук­тив­ная, грамматика).

Г., стре­мя­щим­ся к пол­но­те ох­ва­та фак­тов опи­сы­вае­мо­го язы­ка (язы­ков), на­зы­вае­мым экс­тен­сив­ны­ми, про­ти­вопос­тав­ле­ны опи­са­ния, ог­ра­ни­чи­ваю­щие­ся лишь его (их) «ядер­ны­ми» фак­та­ми, – ре­ст­рик­тив­ные Г. (напр., грам­ма­тич. очерк, ино­гда пуб­ли­куе­мый в при­ло­же­нии к сло­ва­рю дан­но­го язы­ка или в со­ста­ве лин­гвис­тич. эн­цик­ло­пе­дии). С точ­ки зре­ния ох­ва­та сти­лей язы­ка вы­де­ля­ют Г. ней­траль­ные и сти­ли­сти­че­ски спе­циа­ли­зи­ро­ван­ные. Ори­ен­ти­ро­ван­ные на нор­му язы­ко­вую Г. на­зы­ва­ют нор­ма­тив­ны­ми, на узус (бы­тую­щее упот­реб­ле­ние форм) – узу­аль­ны­ми.

Г. мо­жет иметь раз­ные це­ли. Тео­ре­ти­че­ские Г. слу­жат по­зна­ва­тель­ным це­лям, а прак­ти­че­ские – це­лям обу­че­ния. Сре­ди тео­ре­ти­че­ских Г. вы­де­ля­ют­ся опи­сы­ваю­щие од­ни язы­ко­вые фор­мы че­рез дру­гие (т. н. фор­ма­ли­сти­че­ские, или струк­тур­ные, Г.) и объ­яс­няю­щие язы­ко­вые фор­мы че­рез их от­но­ше­ние к вне­язы­ко­вой дей­ст­ви­тель­но­сти (се­ман­ти­че­ские, или мен­та­ли­сти­че­ские, грам­ма­ти­ки).

По ус­та­нов­ке грам­ма­ти­ста Г. под­раз­де­ля­ют­ся на опи­са­тель­ные (де­ск­рип­тив­ные), т. е. кон­ста­ти­рую­щие, и пред­пи­са­тель­ные (пре­скрип­тив­ные), т. е. ре­ко­мен­дую­щие, как сле­ду­ет пи­сать и го­во­рить.

Г. опи­сы­ва­ют язык и с др. то­чек зре­ния: обу­ча­ют го­во­ре­нию и пись­му или слу­хо­во­му вос­при­ятию и чте­нию тек­ста; опи­сы­ва­ют сис­те­му язы­ка или об­ра­зо­ва­ние од­них форм от дру­гих, пе­рехо­ды од­них форм в дру­гие, за­ме­ну од­них форм дру­ги­ми; ог­ра­ни­чи­ва­ют­ся кон­ста­та­ци­ей фак­тов язы­ка или опи­сы­ва­ют функ­цио­ни­ро­ва­ние форм в ре­чи.

4) В ма­те­ма­ти­че­ской лин­гвис­ти­ке – не­ко­то­рая фор­маль­ная сис­те­ма (ис­чис­ле­ние или ал­го­ритм), по­зво­ляю­щая стро­го за­дать не­ко­то­рое мно­же­ст­во це­по­чек сим­во­лов. Важ­ней­шая раз­но­вид­ность та­ких Г. (на­зы­вае­мых так­же фор­маль­ны­ми) – Г. по­ро­ж­даю­щая (генеративная), пред­став­ляю­щая со­бой со­во­куп­ность ог­ра­нич. на­бо­ра сим­во­лов, под­раз­де­ляе­мых на т. н. не­тер­ми­наль­ные (один из ко­то­рых яв­ля­ет­ся «на­чаль­ным») и тер­ми­наль­ные, и ог­ра­нич. на­бо­ра пра­вил пре­об­ра­зо­ва­ния не­тер­ми­наль­ных сим­во­лов в др. сим­во­лы, по­зво­ляю­ще­го стро­го задать мно­же­ст­во «пра­виль­ных» це­по­чек, со­стоя­щих из тер­ми­наль­ных сим­во­лов (а са­ми эти «пра­виль­ные» це­поч­ки по­ни­ма­ют­ся как пред­став­ле­ния ре­чевых от­рез­ков).

Лит.: Дур­но­во Н. Н. Пов­то­ри­тель­ный курс грам­ма­ти­ки рус­ско­го язы­ка. М., 1924–1929. Вып. 1–2; Кар­цев­ский С. И. Пов­то­ри­тель­ный курс рус­ско­го язы­ка. М.; Л., 1928; Ви­но­гра­дов В. В. Рус­ский язык. Грам­ма­ти­че­ское уче­ние о сло­ве. М., 1947; Ес­пер­сен О. Фи­ло­со­фия грам­ма­тики. М., 1958; Куз­не­цов П. С. О прин­ци­пах изу­че­ния грам­ма­ти­ки. М., 1961; Блум­филд Л. Язык. М., 1968; Лай­онз Дж. Вве­де­ние в тео­ре­ти­че­скую лин­гвис­ти­ку. М., 1978; он же. Язык и лин­гвис­ти­ка. М., 2004; Givón T. On understanding grammar. N. Y.; L., 1979; idem. English gram­mar. Amst., 1993. Vol. 1–2; Harris Z. S. A gram­mar of English on mathematical principles. N. Y., 1982; Со­вре­мен­ные за­ру­беж­ные грам­ма­ти­че­ские тео­рии. М., 1985; A comprehen­sive grammar of the English language. L.; N. Y., 1985; Arrivé M., Cadet F., Galmiche V. La grammaire d’aujourd’hui: guide alpha­bé­tique de linguistique française. P., 1986; Ад­мо­ни В. Г. Грам­ма­ти­чес­кий строй как си­сте­ма по­строе­ния и об­щая тео­рия грам­ма­ти­ки. М., 1988; Grammaire Larousse du français con­tem­porain. P., 1989; Ар­но А., Лан­сло К. Все­об­щая ра­цио­наль­ная грам­ма­ти­ка. Л., 1991; Zi­fonun G., Strecker B., Hoffmann L. Gram­matik der deutschen Sprache. B.; N. Y., 1997. Bd 1–3; Eisenberg P. Grun­driß der deutschen Grammatik. 2. Aufl. Stuttg., 1998–1999. Bd 1–2; Alarcos Llo­rach E. Gramática de la lengua española. Madrid, 1999; Gramática descriptiva de la lengua española. Madrid, 1999. Vol. 1–2; Grande gram­matica italiana di consultazione. Mil., 2001. Vol. 1–3; Ми­ло­слав­ский И. Г. Куль­ту­ра ре­чи и рус­ская грам­ма­ти­ка. М., 2002; Шве­до­ва Н. Ю. Грам­ма­ти­ка // Линг­ви­сти­чес­кий эн­ци­кло­пе­ди­чес­кий сло­варь. 2-е изд. М., 2002; Бо­ри­со­ва Е. Г., Ла­ты­ше­ва А. Н. Линг­ви­сти­чес­кие ос­но­вы РКИ: Пе­да­го­ги­чес­кая грам­ма­ти­ка рус­ско­го язы­ка. М., 2003; За­лиз­няк А. А. Грам­ма­ти­чес­кие све­де­ния // За­лиз­няк А. А. Грам­ма­ти­чес­кий сло­варь рус­ско­го язы­ка. Сло­во­из­ме­не­ние. 4-е изд. М., 2003; Бон­дар­ко А. В. Тео­ре­ти­чес­кие проб­ле­мы рус­ской грам­ма­ти­ки. СПб., 2004; Гак В. Г. Тео­ре­ти­чес­кая грам­ма­ти­ка фран­цуз­ско­го язы­ка. М., 2004; Гу­ре­вич В. В. Тео­ре­ти­че­ские грам­ма­ти­ки анг­лий­ско­го язы­ка. 2-е изд. М., 2004; Зо­ло­то­ва Г. А., Они­пен­ко Н. К., Си­до­ро­ва М. Ю. Ком­му­ни­ка­тив­ная грам­ма­ти­ка рус­ско­го язы­ка. М., 2004; Кни­га о грам­ма­ти­ке. Рус­ский язык как ино­стран­ный. М., 2004; Riegel M., Pel­lat J.-Ch., Rioul R. Grammaire méthodique du français. 3 éd. P., 2004; Duden Grammatik der deutschen Ge­gen­wartssprache. 7. Aufl. Mann­heim, 2005; Мас­лов Ю. С. Вве­де­ние в язы­ко­зна­ние. 4-е изд. М., 2005.

Вернуться к началу