ГРАММА́ТИКА
-
Рубрика: Языкознание
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГРАММА́ТИКА (от греч. γραμματιϰή τέχνη, букв. – наука о письме, от γράμμα – написанное), 1) грамматический строй (система) – совокупность закономерностей к.-л. языка, регулирующих правильность построения значимых речевых отрезков (слов, высказываний, текстов).
Центр. части Г. – морфология (правила построения слов из меньших значимых единиц – морфем и правила образования и понимания грамматических форм слов) и синтаксис (правила построения высказываний из слов), а также промежуточная сфера морфосинтаксиса [правил комбинации и расположения клитик, служебных слов, вспомогат. слов (см. Слово, Аналитизм в языкознании), построения аналитич. форм]. Обычно в Г. включают также словообразование и грамматич. семантику, иногда – морфонологию; лексику и фонетич. строй языка (см. Фонетика) чаще выносят за пределы Г. Границы между морфологией и синтаксисом являются чёткими лишь для синтетических языков (в особенности для флективных языков); в агглютинативных языках эти границы несколько размыты, а в изолирующих языках и инкорпорирующих языках почти неощутимы. Важнейшие единицы Г. (грамматические единицы) – морфема, слово, синтагма, предложение и текст. Они характеризуются определёнными грамматическими значениями и обладают грамматич. формами.
Внутри Г. выделяются: грамматич. парадигматика – сходства и различия грамматич. единиц, их объединения, с одной стороны, в грамматич. парадигмы на основе грамматич. противопоставлений при лексич. тождестве (напр., стол, стола, столу, столом и т. д.) и, с другой стороны – в грамматические классы на основе грамматич. сходств при лексич. различиях (напр., столом, домом, городом, человеком и т. п.); грамматич. синтагматика – сочетаемость грамматич. единиц друг с другом – морфем в составе слова, слов в составе синтагмы, синтагм в составе предложения, предложений в составе текста.
Г. и лексика тесно взаимосвязаны. В историч. плане эта связь проявляется в лексикализации («застывании») грамматич. форм (в переходе форм в слова или свободных сочетаний во фразеологизмы) и в грамматикализации (в переходе слов в грамматич. показатели – сначала во вспомогат. и служебные слова, а затем в аффиксы). Эта связь проявляется и во взаимодействии лексич. значений с грамматическими, во взаимной функциональной компенсации лексич. и грамматич. средств: лексика может компенсировать лакуны в Г. (в частности, при супплетивизме, при замене слов с дефектной парадигмой их синонимами, при употреблении слов в полуслужебной функции), а Г. может компенсировать лакуны в лексике (при конверсии, транспозиции, использовании грамматич. средств в различит. функции).
2) Раздел языкознания, изучающий грамматич. строй языка, закономерности построения правильных осмысленных речевых отрезков на этом языке (словоформ, синтагм, предложений, текстов). Эти закономерности Г. формулирует в виде общих грамматических правил.
Центр. частями Г. в этом значении традиционно являются учение о частях речи и их грамматических категориях, а также учение об общих правилах сочетания слов в более протяжённые единства (словосочетания, предложения) и о структуре этих речевых единств (см. Синтаксис).
Г. синтетич. языков включает в себя морфологию как науку о правилах построения слов из морфем и синтаксис как науку о правилах построения высказываний из слов, а также промежуточную между морфологией и синтаксисом сферу морфосинтаксиса, изучающего поведение клитик, служебных слов, компонентов аналитич. форм.
Семантика, лексикология и фонетика, как правило, не включаются в Г. (и противопоставляются ей). Однако в некоторых концепциях Г. её сфера понимается расширенно – Г. «абсорбирует» соответствующие предметные области этих науч. дисциплин. В неё входят грамматическая семантика, морфонология (включающая сегментную морфонологию, акцентологию и интонологию – науку об интонации) и дериватология (наука о словообразовании), лежащие на грани Г. и, соответственно, семантики, фонетики и лексикологии. Однако и понимаемая более узко, Г. тесно связана с лексикологией (поскольку изучает грамматич. свойства слов), а также с такими разделами языкознания, как орфоэпия (и, шире, фонетика), т. к. исследует звуковые средства выражения значений и произношение грамматич. форм, орфография, поскольку охватывает их правописание, стилистика, т. к. описывает стилевые закономерности употребления грамматич. форм в разных жанрах речи.
Выделяется неск. направлений грамматич. исследований. Разрабатываются учение о грамматических средствах (грамматич. показателях и их формальных типах – грамматич. способах) – формальная (или поверхностная) Г. и учение о грамматических значениях – функциональная (или глубинная) Г., представляющая собой зону пересечения Г. и семантики (грамматич. семантику).
Универсальная грамматика разрабатывает понятия, с помощью которых можно описывать грамматич. строй разных языков мира, а частная Г. изучает грамматич. строй отд. языков, а также их групп и семей.
Синхронная Г. описывает один язык на некотором этапе его существования (в 19 в. такую Г. обычно называли описательной); историческая (диахроническая) Г. сравнивает разные историч. этапы развития этого языка, выявляя историч. изменения и сдвиги в системе грамматич. форм и конструкций. Разновидность последней – сравнительно-историческая (сравнительная) Г., исследующая происхождение целой группы или семьи родств. языков-потомков из одного источника – праязыка.
Совр. методы Г. берут своё начало в индийской языковедческой традиции (в трудах Панини сер. 1-го тыс. до н. э.). Система понятий и категорий совр. Г., в т. ч. терминология (назв. частей речи, падежей и т. д.), восходит к античной языковедческой традиции. Греко-лат. грамматич. теория через позднелатинскую Г. (Донат, Присциан) была усвоена европ. филологами Возрождения и Просвещения (напр., авторами первых церковнославянских Г. кон. 16 в.); при этом в Г. живых языков были перенесены понятия и категории лат. Г. В 17–18 вв. значительно возрастает интерес к логико-филос. основам теории Г. (проблема универсальной, или всеобщей, Г.). Развитие типологич. исследований и создание первых морфологич. классификаций языков мира (нач. 19 в.) дали толчок к созданию дифференциров. понятийных систем для описания языков разного строя; систематич. работа в этом направлении была начата Х. Штейнталем и продолжена представителями младограмматизма. Освобождение Г. новых языков от принципов описания, свойственных греко-лат. грамматич. традиции, происходило в сер. 19 – сер. 20 вв. Этому способствовали представители психологического направления в языкознании и младограмматизма, а в 20 в. – структурной лингвистики. В частности, в рус. Г. была использована грамматич. система, разработанная Ф. Ф. Фортунатовым. Осн. линии развития Г. в 20 в. касались не столько методики описания конкретных языков (хотя и этой стороне уделялось достаточное внимание, напр. в рамках дескриптивной лингвистики), сколько проблемам теории грамматики.
3) Научное произведение, описывающее грамматич. строй языка; представляет собой плод работы учёных, занимающихся Г. как наукой.
В зависимости от того, к какой аудитории они обращены, выделяются Г. учебные и научные, школьные и академические, Г. родного языка (для носителей языка) и изучаемого чужого языка [напр., рус. Г. («Grammatica russica») Г. В. Лудольфа (1696) для европейцев, изучающих рус. яз.], Г. для людей и для компьютеров.
С точки зрения предмета описания различают одноязычные, сопоставительные и исторические (в т. ч. сравнительно-исторические, или сравнительные) Г. Напр., «Российская грамматика» М. В. Ломоносова (1755, опубл. в 1757), 2-томная «Грамматика русского языка» (1952–1954), вышедшая под ред. В. В. Виноградова и Л. В. Щербы, «Грамматика современного русского литературного языка» (1970) и «Русская грамматика» (1980) в 2 томах (обе под ред. Н. Ю. Шведовой; последняя опубл. также на интернет-сайте http://rusgram.narod.ru/) являются одноязычными. Примеры сопоставительных Г.: изданная в Братиславе книга А. В. Исаченко «Грамматический строй русского языка в сопоставлении со словацким. Морфология» (т. 1–2, 1954–60), вышедшая в Праге «Русская грамматика» (под ред. Е. Беличовой-Кржижковой и О. Лешки, 1979). К историческим Г. относятся, напр., «Историческая грамматика русского языка» Ф. И. Буслаева (1959), одноим. книга В. И. Борковского и П. С. Кузнецова (1965) и др. «Сравнительная грамматика славянских языков» франц. учёного А. Вайяна, 5 томов которой вышли на франц. яз. в 1950–77, является сравнительно-исторической.
Грамматич. описание может отвлекаться от фактов фонетики и лексикологии (при узком подходе к пониманию предмета Г.) или, напротив, включать их (при широком подходе). Г., претендующая на полноту и ясность, стремится быть максимально согласованной с грамматич. пометами при словах, входящих в прилагаемый к этой Г. словарь (такое описание языка называют интегральным); см. Грамматические словари.
С точки зрения описываемой формы речи Г. устной речи противопоставлены Г. письменной речи.
Г. может быть направлена от форм к значениям (пассивная, или рецептивная, Г.) или от значений к формам (активная, или продуктивная, грамматика).
Г., стремящимся к полноте охвата фактов описываемого языка (языков), называемым экстенсивными, противопоставлены описания, ограничивающиеся лишь его (их) «ядерными» фактами, – рестриктивные Г. (напр., грамматич. очерк, иногда публикуемый в приложении к словарю данного языка или в составе лингвистич. энциклопедии). С точки зрения охвата стилей языка выделяют Г. нейтральные и стилистически специализированные. Ориентированные на норму языковую Г. называют нормативными, на узус (бытующее употребление форм) – узуальными.
Г. может иметь разные цели. Теоретические Г. служат познавательным целям, а практические – целям обучения. Среди теоретических Г. выделяются описывающие одни языковые формы через другие (т. н. формалистические, или структурные, Г.) и объясняющие языковые формы через их отношение к внеязыковой действительности (семантические, или менталистические, грамматики).
По установке грамматиста Г. подразделяются на описательные (дескриптивные), т. е. констатирующие, и предписательные (прескриптивные), т. е. рекомендующие, как следует писать и говорить.
Г. описывают язык и с др. точек зрения: обучают говорению и письму или слуховому восприятию и чтению текста; описывают систему языка или образование одних форм от других, переходы одних форм в другие, замену одних форм другими; ограничиваются констатацией фактов языка или описывают функционирование форм в речи.
4) В математической лингвистике – некоторая формальная система (исчисление или алгоритм), позволяющая строго задать некоторое множество цепочек символов. Важнейшая разновидность таких Г. (называемых также формальными) – Г. порождающая (генеративная), представляющая собой совокупность огранич. набора символов, подразделяемых на т. н. нетерминальные (один из которых является «начальным») и терминальные, и огранич. набора правил преобразования нетерминальных символов в др. символы, позволяющего строго задать множество «правильных» цепочек, состоящих из терминальных символов (а сами эти «правильные» цепочки понимаются как представления речевых отрезков).