МЛАДОГРАММАТИ́ЗМ
-
Рубрика: Языкознание
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МЛАДОГРАММАТИ́ЗМ, направление сравнительно-историч. языкознания. Первоначально было представлено группой преподававших в Лейпцигском ун-те языковедов (нем. Junggrammatiker) – учеников А. Лескина (т. н. лейпцигская школа – К. Бругман, Г. Остхоф, Г. Пауль, Б. Дельбрюк). К М. примкнули гёттингенская школа (А. Фик, А. Бецценбергер, Г. Коллиц, Ф. Бехтель), берлинская школа (И. Шмидт, В. Шульце), а также сканд. учёные С. Бугге и К. Вернер. Первые работы, написанные в младограмматич. духе, – «Die Declination im Slavisch-Litauischen und Germanischen» («Склонение в славяно-балтийских и германских языках», 1876) Лескина и «Nasalis sonans in der indogermanischen Grundsprache» («Назальные сонанты в индоевропейском праязыке», 1876) Бругмана. Теоретич. основы М. изложены в 1-м томе (1878) совместного труда Бругмана и Остхофа «Morphologische Untersuchungen...» («Морфологические исследования...»). В предисловии к нему, названном «Манифестом младограмматиков», сформулированы базовые методологич. положения этого науч. направления: отказ от осн. науч. представления 1-й пол. 19 в. – от идеи единства глоттогонических процессов, которые должны непременно привести любой язык от первоначального аморфного (корневого) состояния через агглютинацию к флективному (см. Флективность). Язык рассматривался, т. о., не как естеств. феномен (как это доказывал А. Шлейхер), а в качестве обществ. явления, связанного не с биологией, а с психологией: общение с помощью языка возможно только потому, что психич. жизнь людей одинакова и звуки языка говорящего вызывают в душе слушателя одинаковый для обоих набор представлений; см. также Психологическое направление в языкознании. В соответствии с этим провозглашалась ориентация на изучение не только мёртвых языков, но и живых в их диал. многообразии, а также особое внимание к фонетическим законам, совр. представление о которых как о регулярных и закономерных соответствиях фонем в родств. морфемах в науку ввели именно младограмматики.
Призыв изучать живые языки для М. оставался скорее декларацией. Важнейшая же его теоретич. заслуга – изучение природы фонетич. закона. Оно явилось реакцией на размывание этого понятия в трудах А. Шлейхера и Г. Курциуса (Германия). Фонетич. закон, согласно младограмматикам, так же незыблем, как физич. и химич. законы. Но, подобно законам естеств. наук, он может действовать лишь в определённых условиях; за их пределами его функционирование прекращается. Т. о., отступление от к.-л. фонетич. закона может объясняться действием новых фонетич. законов или заимствованием из близкородств. языка или из иного диалекта данного языка. С именами младограмматиков связано открытие ряда фонетич. законов (законы Лескина, Бругмана, Остхофа, Вернера). Особое значение младограмматики придавали также аналогии (понятие которой они ввели в языкознание), рассматривая изменение по аналогии прежде всего фонетич. облика слов. Для объяснения её сути они привлекали данные психологии и лингвистики, говоря о взаимопритяжении слов, входящих в единый класс (объединяемый либо основой, либо флексией).
Младограмматики стремились к восстановлению индоевропейского праязыка к моменту его распада. Устанавливая строгие фонетич. соответствия между индоевропейскими языками, они создали методику внешней реконструкции лингвистической, применяя которую языковеды получили ясное представление о звуковом составе и морфологич. структуре праязыка. Дальнейшие же поколения учёных открыли метод внутр. реконструкции.
Весьма велики и практич. достижения М. Его представителям принадлежат фундам. сравнит. грамматики и исследования отд. древних индоевропейских языков. 5-томный же труд К. Бругмана и Б. Дельбрюка «Grundriss der vergleichenden Grammatik der indogermanischen Sprachen» («Очерк сравнительной грамматики индоевропейских языков»), вышедший в Страсбуре в 1886–1900, не имеет себе равных среди работ этого жанра по полноте охвата материала.
Недостатки младограмматич. подхода к материалу (недоучёт пространственной и временнóй неоднородности праязыка, непринятие во внимание возможного параллельного развития общих черт сравниваемых языков, малое внимание к системному подходу и контактам языковым) критиковались Ф. де Соссюром, А. Мейе и др. представителями социологического направления в языкознании, И. А. Бодуэном де Куртенэ, Г. Шухардтом. Но мн. реконструкции и законы младограмматиков остаются актуальными в совр. языкознании.