СОЦИОЛОГИ́ЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕ́НИЕ
-
Рубрика: Языкознание
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СОЦИОЛОГИ́ЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕ́НИЕ в языкознании, совокупность течений, школ и отд. концепций, трактующих язык прежде всего как социальное явление, как средство общения людей, связанное с их обществ. положением, сферой занятий, образованием и т. п. Термин «С. н.» применяется преим. к сложившейся в зарубежной лингвистике системе взглядов на язык как социальное явление, которые возникли в виде реакции на индивидуалистич. психологизм младограмматизма, а также в противовес взглядам представителей идеалистич. неофилологии (К. Фосслер и др.; см. Эстетический идеализм в языкознании).
С. н. сложилось на рубеже 19–20 вв. во Франции (см. Французская социологическая школа), Швейцарии (см. Женевская школа) и США (У. Д. Уитни, Э. Сепир и др.); некоторые взгляды С. н. разделяли учёные Норвегии (А. Соммерфельт), Великобритании (Дж. Р. Фёрс и лондонская школа), Чехословакии (см. Пражская лингвистическая школа) и др. Представители С. н. определяют язык прежде всего как средство общения (т. е. основной считается коммуникативная функция языка), затем как орудие формирования мышления, а также способ выявления эмоций. Признаётся системный характер языка (см. Система языковая) и знаковая природа его единиц (см. Знак языковой). Учитываются также результаты исследований психологии и социологии, развивающихся одновременно с социологич. направлением.
Во Франции сторонники С. н. первоначально рассматривали язык в духе социологии Э. Дюркгейма, в которой социальные явления трактовались как существующие над обществом и навязываемые его отд. членам. Причины языковых изменений объяснялись только как результат изменений в обществе, пользующемся языком (А. Мейе), или воздействием противоречий между усложняющимися формами общения и стремлением к экономии языковых средств (У. Д. Уитни и др.). В США язык трактовался как историч. наследие коллектива, которое предшествовало становлению материальной культуры, а с её возникновением и развитием продолжало сопутствовать ей. Впоследствии эти идеи легли в основу теории этнолингвистики (см. также Неогумбольдтианство) и т. н. антропологич. лингвистики в США, а также частично использованы зарубежной социолингвистикой. Идеи С. н. соотносимы с некоторыми положениями философии языка, развиваемыми англ. философами (Л. Витгенштейн, Дж. Остин и др.; см. Логическое направление).
Взгляды на язык как средство общения и его социальную природу разделяли и рус. языковеды (вслед за М. В. Ломоносовым). Ряд положений С. н. был созвучен также взглядам отеч. учёных, исследовавших с 1920–30-х гг. социальную природу языка (труды Л. В. Щербы, Б. А. Ларина, В. М. Жирмунского, Р. О. Шор и др.; см. Язык и общество). Идеалистич. основы зарубежного С. н. при этом подвергались отеч. языковедами критике за ошибочность определения языка с позиций дюркгеймианской социологии и идеалистич. эстетики Б. Кроче, за попытки объяснить причины языковых изменений исключительно социальными причинами и устанавливать общие формулы изменений (напр., фонетических) на основе смены типов цивилизации, за понимание нации как наличия у определённого коллектива «воли к единству» (А. Мейе) и др. Отд. идеи представителей С. н. были некритически восприняты «новым учением о языке» (Н. Я. Марр) (идеи об изначальной классовости языка, о смешении, т. е. скрещивании, языков как гл. факторе языкового развития и др.).
Важное место в работах представителей зарубежного С. н. занимало изучение диалектов: территориальных (как свидетельства историч. развития языков) и социальных (как отражения социального и проф. расслоения общества). Исследовалось взаимодействие этих двух типов диалектов с нац. языком в процессе его становления и развития. Изучение территориальных диалектов легло в основу формирования диалектологии и лингвистической географии, а социальные диалекты стали объектом социолингвистики.
Косвенно с С. н. связано становление структурной антропологии, изучающей соотношение социальных и языковых структур в процессе развития мышления на разных ступенях этногенеза (Л. Леви-Брюль, Б. К. Малиновский, К. Леви-Строс). В ранних работах представителей С. н. в центре внимания были проблемы истории языков и диалектов, соотношения языка и культуры, языковых и социальных структур. С 1950-х гг. началось изучение функционирования языка в разных ситуациях общения: в предписанных обществом формах и нормах поведения, в обществ. и религ. церемониях, при выражении радости, горя, дружбы и вражды во взаимоотношениях людей разных рангов и т. п., стали исследоваться речевые особенности СМИ и их воздействие на разные социальные слои населения (стиль обществ. выступлений, пропаганды, рекламы и т. п.), а также процессы овладения языком детьми и отражение в речи индивида условий его происхождения и воспитания и др. Эта проблематика С. н. получила дальнейшее развитие в социолингвистике.