ЯЗЫ́К И О́БЩЕСТВО
-
Рубрика: Языкознание
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЯЗЫ́К И О́БЩЕСТВО, одна из центральных проблем современного языкознания, связанная с исследованием общественного характера возникновения, развития и функционирования языка, природы его связей с обществом, его социальной дифференциации в соответствии с разделением общества на социальные слои и группы, социальных различий в использовании языка, функционального многообразия языка в связи с многообразными сферами его применения, взаимоотношения языков в дву- и многоязычных обществах, условий приобретения одним из языков функций средства межнационального общения, формы сознательного воздействия общества на язык и т. д. Имеется непосредств. связь между возникновением языка с возникновением человеческого общества.
Существуют разные взгляды на природу и характер связей Я. и о. Одни учёные считают, что развитие и существование языка полностью детерминировано развитием и существованием общества (см. «Новое учение о языке», Французская социологическая школа), другие – что язык развивается и функционирует по своим собств. законам и попытки объяснять языковые факты социальными причинами – лишь свидетельство «краха лингвистической методологии» (Е. Курилович). Амер. и некоторые зап.-европ. лингвисты разделяют гипотезу Сепира – Уорфа (см. Э. Сепир, Б. Л. Уорф), согласно которой специфика языка обусловливает специфику духовной культуры данного общества.
Отеч. языкознание исходит из различения внутр. стимулов развития языка, связанных с особенностями его системы (см. Система языковая), и внешних по отношению к языку социальных факторов, которые оказывают влияние и на развитие, и на характер функционирования языка. Внеязыковые социальные факторы, как правило, влияют на язык не прямо, а опосредствованно (наиболее непосредств. отражение социальные изменения получают лишь в лексике); они могут ускорять или замедлять ход языковой эволюции, но не могут изменять её направление (Е. Д. Поливанов). Одна из форм влияния общества на язык – социальная дифференциация языка, которая обусловлена социальной неоднородностью общества; такова дифференциация мн. совр. развитых нац. языков на территориальные и социальные диалекты, выделение литературного языка как социально и функционально наиболее значимого языкового образования, существование в некоторых обществах «мужского» и «женского» вариантов языка и т. п. Др. форма связи языка с обществом – обусловленность использования языковых средств социальными характеристиками носителей языка (возрастом, уровнем образования, профессией и др.), социальными ролями участников коммуникации, ситуацией общения. Поскольку сферы использования языка многообразны и специфичны (ср. науку, производство, СМИ, нужды делового и бытового общения и т. п.), в языке вырабатываются своеобразные функциональные стили – свидетельство зависимости языка от потребностей общества.
Особое значение получает проблема Я. и о. при изучении языковой жизни многоязычных обществ (см. Языковая ситуация): исследуются отношения между обществом и обслуживающими его языками, взаимоотношения разл. языков, процессы, связанные с выдвижением одного из языков на роль средства межнационального общения, приобретение некоторыми языками статуса международных языков.
Различают спонтанное влияние общества на язык и языковую политику – воздействие сознательное, целенаправленное, призванное способствовать наиболее эффективному функционированию языка в разл. сферах его применения (создание письменностей и алфавитов для бесписьм. языков, усовершенствование орфографии, спец. терминологий, нормализаторская и кодификаторская деятельность учёных и т. п.).
Такому пониманию взаимоотношений Я. и о. противостоят разл. теории, нередко рассматривающие эти отношения с позитивистских позиций. Таковы, напр., «унифицированная модель человеческого поведения» К. Л. Пайка, трактующая Я. и о. как поведенческие структуры в терминах бихевиористской теории «стимул – реакция» (см. Бихевиоризм, Тагмемика); теория изоморфизма, отстаивающая тезис о «взаимной детерминации» языка и социальных структур и тем самым пытающаяся примирить гипотезу Сепира – Уорфа и концепцию детерминирующего влияния общества на язык. Прямолинейно-вульгаризаторским подходом к анализу отношений между Я. и о. отличается теория «языкового дефицита» Б. Бернстайна (Великобритания), однозначно соотносящая «ограниченный» языковой код с рабочим классом, а «разработанный» код – со средним классом. В ряде работ амер. социолингвистов о Я. и о. получило отражение символико-интеракционистское направление совр. социологии, отводящее языку роль системы символов, обеспечивающих социальное взаимодействие; при таком аспекте рассмотрения социальной сущности языка преобладает микросоциологич. анализ проблемы Я. и о. в рамках малых групп, без учёта широкого социального контекста существования и развития языка и соответствующей культуры. Крайнее выражение микросоциологич. ориентация получила в т. н. этнометодологии – исследовании «рациональной стороны повседневной жизни», т. е. той практич. логики, которая лежит в основе интерпретации речевого поведения; этнометодологи сводят социальные категории к категориям индивидуального восприятия. См. также Социолингвистика.