ФРАНЦУ́ЗСКАЯ СОЦИОЛОГИ́ЧЕСКАЯ ШКО́ЛА
-
Рубрика: Языкознание
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ФРАНЦУ́ЗСКАЯ СОЦИОЛОГИ́ЧЕСКАЯ ШКО́ЛА, направление во франц. социологии, основанное Э. Дюркгеймом и сосредоточенное вокруг ж. «L’Année sociologique» (1-я серия журнала – 1898–1913, 2-я серия – 1925–27). В статьях и монографиях, публиковавшихся в журнале, в рецензиях, занимавших б. ч. его объёма, обосновывались принципы социологии, сформулированные главой школы. Материал в журнале распределялся по рубрикам, отражавшим взгляд Дюркгейма на внутр. дифференциацию социологич. знания: 1) общая социология; 2) социология религии; 3) юридич. социология; 4) социология морали; 5) социальная морфология; 6) разное.
Хотя не все сотрудники школы были ортодоксальными последователями идей Э. Дюркгейма, школа отличалась относительно высокой степенью интеграции, основанной прежде всего на науч. авторитете главы школы, общности идейно-теоретич. воззрений (либерализм, реформистский социализм и солидаризм, а также характерные для Франции периода Третьей республики антиклерикализм, вера в науку и её социально-преобразующую роль), разделении труда и специализации в разл. предметных областях. Коллективная форма науч. работы, характерная для школы, была новым явлением по франц. университетской системе. Взгляды Дюркгейма и др. представителей Ф. с. ш. легли в основу институционализации социологии во франц. системе образования периода Третьей республики, несмотря на существование конкурирующих направлений: католич. социологии, школы П. Г. Ф. Ле Пле, органицистского и психологич. направлений, объединённых вокруг ж. «Revue internationale de sociologie» (с 1893) во главе с Р. Вормсом.
Ядро Ф. с. ш. составляли М. Мосс (возглавивший школу после смерти её основателя), С. Бугле, Ж. Дави, П. Лапи, П. Фоконне, М. Хальбвакс.
Поскольку Э. Дюркгейм и его последователи понимали социологию как «систему, корпус социальных наук», к участию в школе были привлечены видные экономисты (Ф. Симиан и др.), правоведы (Э. Леви, Ж. Рей, П. Ювелен и др.), лингвисты (А. Мейе, Ф. Брюно, Ж. Вандриес), историки культуры (М. Гране и др.), этнологи и др. Как более или менее единое целое Ф. с. ш. просуществовала до начала 2-й мировой войны. В выходящей с 1949 3-й серии журнала характерные черты школы утрачены, а традиция Дюркгейма сосуществует наряду с другими.
Языкознание
Ф. с. ш. в языкознании сложилась в Париже в нач. 20 в. и объединила учеников А. Мейе, который в русле идей Э. Дюркгейма рассматривал язык как средство общения, навязываемое членам определённого коллектива. Дифференциацию языков он объяснял расселением народов, а унификацию – завоеваниями. Придавал большое значение смешению языков, изменение значений слов связывал с переходом их употребления от узкой социальной группы к широкой, и наоборот.
Идеи Ф. с. ш. поддерживал М. Граммон. Ж. Вандриес, критиковавший теорию прогресса О. Есперсена, эволюцию языка объяснял усложнением социальных отношений. Подход Ф. с. ш. к языку отражён в «Словаре лингвистических терминов» Ж. Марузо (1933; рус. пер. 1960).
М. Коэн обосновывал идеи Ф. с. ш. с позиций марксизма. Он наметил обширную программу социологич. исследований: проблемы использования языка в разных социальных группах, усвоения языка детьми, усвоения языка в иноязычной среде, изучения языка города и деревни, билингвизма (см. Многоязычие) и контактов языковых, образования языков наций, междунар. языков и т. д.
Преемник А. Мейе – Э. Бенвенист также придерживался понимания языка как социального явления и с этих позиций подходил к семиотическим (см. Семиотика) проблемам языка.
Идеи Ф. с. ш. оказали влияние на А. Соммерфельта, Й. Йордана, А. Граура (оба – Румыния), Е. Куриловича и др. См. также Социологическое направление в языкознании.