Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФРАНЦУ́ЗСКАЯ СОЦИОЛОГИ́ЧЕСКАЯ ШКО́ЛА

  • рубрика

    Рубрика: Языкознание

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 596-597

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Б. Гофман (Социология), H. A. Слюсарева (Языкознание)

ФРАНЦУ́ЗСКАЯ СОЦИОЛОГИ́ЧЕСКАЯ ШКО́ЛА, на­прав­ле­ние во франц. со­цио­ло­гии, ос­но­ван­ное Э. Дюрк­гей­мом и со­сре­до­то­чен­ное во­круг ж. «L’Année socio­logique» (1-я се­рия жур­на­ла – 1898–1913, 2-я се­рия – 1925–27). В стать­ях и мо­но­гра­фи­ях, пуб­ли­ко­вав­ших­ся в жур­на­ле, в ре­цен­зи­ях, за­ни­мав­ших б. ч. его объ­ё­ма, обос­но­вы­ва­лись прин­ци­пы со­цио­ло­гии, сфор­му­ли­ро­ван­ные гла­вой шко­лы. Ма­те­ри­ал в жур­на­ле рас­пре­де­лял­ся по руб­ри­кам, от­ра­жав­шим взгляд Дюрк­гей­ма на внутр. диф­фе­рен­циа­цию со­цио­ло­гич. зна­ния: 1) об­щая со­цио­ло­гия; 2) со­цио­ло­гия ре­ли­гии; 3) юри­дич. со­цио­ло­гия; 4) со­цио­ло­гия мо­ра­ли; 5) со­ци­аль­ная мор­фо­ло­гия; 6) раз­ное.

Хо­тя не все со­труд­ни­ки шко­лы бы­ли ор­то­док­саль­ны­ми по­сле­до­ва­те­ля­ми идей Э. Дюрк­гей­ма, шко­ла от­ли­ча­лась от­но­си­тель­но вы­со­кой сте­пе­нью ин­те­гра­ции, ос­но­ван­ной пре­ж­де все­го на на­уч. ав­то­ри­те­те гла­вы шко­лы, общ­но­сти идей­но-тео­ре­тич. воз­зре­ний (ли­бе­ра­лизм, ре­фор­ми­ст­ский со­циа­лизм и со­ли­да­ризм, а так­же ха­рак­тер­ные для Фран­ции пе­рио­да Треть­ей рес­пуб­ли­ки ан­ти­кле­ри­ка­лизм, ве­ра в нау­ку и её со­ци­аль­но-пре­об­ра­зую­щую роль), раз­де­ле­нии тру­да и спе­циа­ли­за­ции в разл. пред­мет­ных об­лас­тях. Кол­лек­тив­ная фор­ма на­уч. ра­бо­ты, ха­рак­тер­ная для шко­лы, бы­ла но­вым яв­ле­ни­ем по франц. уни­вер­си­тет­ской сис­те­ме. Взгля­ды Дюрк­гей­ма и др. пред­ста­ви­те­лей Ф. с. ш. лег­ли в ос­но­ву ин­сти­ту­цио­на­ли­за­ции со­цио­ло­гии во франц. сис­те­ме об­ра­зо­ва­ния пе­рио­да Треть­ей рес­пуб­ли­ки, не­смот­ря на су­ще­ст­во­ва­ние кон­ку­ри­рую­щих на­прав­ле­ний: ка­то­лич. со­цио­ло­гии, шко­лы П. Г. Ф. Ле Пле, ор­га­ни­ци­ст­ско­го и пси­хо­ло­гич. на­прав­ле­ний, объ­е­ди­нён­ных во­круг ж. «Revue in­ter­nationale de sociologie» (с 1893) во гла­ве с Р. Ворм­сом.

Яд­ро Ф. с. ш. со­став­ля­ли М. Мосс (воз­гла­вив­ший шко­лу по­сле смер­ти её ос­но­ва­те­ля), С. Буг­ле, Ж. Да­ви, П. Ла­пи, П. Фо­кон­не, М. Хальб­вакс.

По­сколь­ку Э. Дюрк­гейм и его по­сле­до­ва­те­ли по­ни­ма­ли со­цио­ло­гию как «сис­те­му, кор­пус со­ци­аль­ных на­ук», к уча­стию в шко­ле бы­ли при­вле­че­ны вид­ные эко­но­ми­сты (Ф. Си­ми­ан и др.), пра­вове­ды (Э. Ле­ви, Ж. Рей, П. Юве­лен и др.), лин­гвис­ты (А. Мейе, Ф. Брю­но, Ж. Ван­д­ри­ес), ис­то­ри­ки куль­ту­ры (М. Гра­не и др.), эт­но­ло­ги и др. Как бо­лее или ме­нее еди­ное це­лое Ф. с. ш. про­су­ще­ст­во­ва­ла до на­ча­ла 2-й ми­ро­вой вой­ны. В вы­хо­дя­щей с 1949 3-й се­рии жур­на­ла ха­рак­тер­ные чер­ты шко­лы ут­ра­че­ны, а тра­ди­ция Дюрк­гей­ма со­су­ще­ст­ву­ет на­ря­ду с дру­ги­ми.

Языкознание

Ф. с. ш. в язы­ко­зна­нии сло­жи­лась в Па­ри­же в нач. 20 в. и объ­е­ди­ни­ла уче­ни­ков А. Мейе, ко­то­рый в рус­ле идей Э. Дюрк­гей­ма рас­смат­ри­вал язык как сред­ст­во об­ще­ния, на­вя­зы­вае­мое чле­нам оп­ре­де­лён­но­го кол­лек­ти­ва. Диф­фе­рен­циа­цию язы­ков он объ­яс­нял рас­се­ле­ни­ем на­ро­дов, а уни­фи­ка­цию – за­вое­ва­ния­ми. При­да­вал боль­шое зна­че­ние сме­ше­нию язы­ков, из­ме­не­ние зна­че­ний слов свя­зы­вал с пе­ре­хо­дом их упот­реб­ле­ния от уз­кой со­ци­аль­ной груп­пы к ши­ро­кой, и на­обо­рот.

Идеи Ф. с. ш. под­дер­жи­вал М. Грам­мон. Ж. Ван­д­ри­ес, кри­ти­ко­вав­ший тео­рию про­грес­са О. Ес­пер­се­на, эво­лю­цию язы­ка объ­яс­нял ус­лож­не­ни­ем со­ци­аль­ных от­но­ше­ний. Под­ход Ф. с. ш. к язы­ку от­ра­жён в «Сло­ва­ре лин­гвис­ти­че­ских тер­ми­нов» Ж. Ма­ру­зо (1933; рус. пер. 1960).

М. Ко­эн обос­но­вы­вал идеи Ф. с. ш. с по­зи­ций мар­ксиз­ма. Он на­ме­тил об­шир­ную про­грам­му со­цио­ло­гич. ис­сле­до­ва­ний: про­бле­мы ис­поль­зо­ва­ния язы­ка в раз­ных со­ци­аль­ных груп­пах, ус­вое­ния язы­ка деть­ми, ус­вое­ния язы­ка в ино­языч­ной сре­де, изу­че­ния язы­ка го­ро­да и де­рев­ни, би­лин­гвиз­ма (см. Мно­го­язы­чие) и кон­так­тов язы­ко­вых, об­ра­зо­ва­ния язы­ков на­ций, ме­ж­ду­нар. язы­ков и т. д.

Пре­ем­ник А. Мейе – Э. Бен­ве­нист так­же при­дер­жи­вал­ся по­ни­ма­ния язы­ка как со­ци­аль­но­го яв­ле­ния и с этих по­зи­ций под­хо­дил к се­мио­ти­че­ским (см. Се­мио­ти­ка) про­бле­мам язы­ка.

Идеи Ф. с. ш. ока­за­ли влия­ние на А. Сом­мер­фель­та, Й. Йор­да­на, А. Грау­ра (оба – Ру­мы­ния), Е. Ку­ри­ло­ви­ча и др. См. так­же Со­цио­ло­ги­че­ское на­прав­ле­ние в язы­ко­зна­нии.

Социология. Лит.: Clark T. N. Prophets and patrons: the French university and the emergence of the social sciences. Camb. (Mass.), 1973; The sociological domain: The Durkheimians and the founding of French sociology / Ed. by P. Bes­nard. Camb.; P., 1983; Гоф­ман А. Б. Дюрк­гей­мов­ская со­цио­ло­ги­че­ская шко­ла // Гоф­ман А. Б. Клас­си­че­ское и со­вре­мен­ное: Этю­ды по ис­то­рии и тео­рии со­цио­ло­гии. М., 2003.

Языкознание. Лит.: Сом­мер­фельт A. Фран­цуз­ская лин­гвис­ти­че­ская шко­ла // Но­вое в лин­гвис­ти­ке. М., 1965. Вып. 4; Kukenheim L. Esquisse historique de la linguistique française et de ses rapports avec la linguistique générale. 2 éd. Leiden, 1966; Йор­дан Й. Ро­ман­ское язы­ко­зна­ние. М., 1971; Mounin G. La linguistique du XXe siècle. P., 1972; Marcellesi J.-B., Gardin В. Introduction а̀ la sociolinguistique. P., 1974; Слю­са­ре­ва H. A. Про­бле­мы со­ци­аль­ной при­ро­ды язы­ка в тру­дах фран­цуз­ских лин­гвис­тов // Тео­ре­ти­че­ские про­бле­мы со­ци­аль­ной лин­гвис­ти­ки. М., 1981; Ма­му­дян М. Лин­гвис­ти­ка. М., 1985.

Вернуться к началу